Купить PDF-версию
10:42 | 26 апреля, Пт
Махачкала
X
10:03 21.04.2016

Орлята учатся летать

Каждый год в летний период на аэродроме учебного авиационного центра проходят чемпионат и первенство Дагестана по авиамодельному спорту среди образовательных и спортивно-технических учреждений. Наряду с авиамоделистами, навыки пилотирования демонстрируют летчики-любители, которые когда-то всерьез задумывались над тем, чтобы стать покорителями неба.

Абдул Омариев и Курбан Курбанов – из их числа. Перед взлетом они по традиции проверяют свой Як-12М на предмет неисправностей. Трудно в это поверить, но летательный аппарат 1958 года выпуска. Изготовлен по запросу Минобороны и в свое время был самолетом разведки, штабным и санитарным в ВВС Советского Союза. Затем такие машины были списаны, а некоторая их часть распродана. Модель достаточно успешная, с хорошими летными характеристиками. Правда, физически она устарела, машин осталось немного. Абдул и Курбан в детстве мечтали стать пилотами, но в силу обстоятельств мечте не удалось сбыться. Омариев пытался поступить в летное училище, но не прошел медкомиссию, а мечта подняться в небо осталась. Купил старенький самолет, восстановил его и сейчас летает. Курбанов в студенческие годы занимался в аэроклубе, окончил школу ДОСААФ. На этом все и закончилось. Но навыки сохранились.

Нельзя сказать, что сейчас они воплощают свои детские мечты в реальность. Авиация для них – скорее хобби. Но у пилотов еще свежи в памяти воспоминания, когда наша республика считалась одной из самых «летучих» в Союзе. Дагестан действительно дал миру многих известных летчиков: Амет-Хана Султана, Юсупа Акаева, Наби Аминтаева, Гасрета Алиева, Мусу Манарова, Магомеда и Тайгиба Толбоевых. Это асы из асов.

Со временем малая авиация в России, в том числе и в нашей республике, оказалась в сложном положении. И связано это не только с отсутствием воздушных судов и необходимой инфраструктуры. Основная причина – отсутствие законодательной базы для существования кластера малой авиации. Но ситуация может измениться – в последнее время есть некоторые тенденции для улучшения. Так, в 2014 году на одном из заседаний Антитеррористической комиссии РД в числе прочих предложений был рассмотрен вопрос о создании патриотически ориентированных детско-юношеских клубов по интересам, способствующих самореализации и развитию творческого и спортивного потенциала личности. Спустя некоторое время такие клубы были созданы, и в республике начала функционировать муниципальная детско-юношеская школа авиационных видов спорта.

Но это только первый шаг на пути к возрождению авиационной отрасли. Работы в этом направлении непочатый край. Основные вопросы по пропаганде и развитию авиационных видов спорта обсудили не так давно в Комитете по спорту, туризму и делам молодежи администрации Махачкалы. Во встрече приняли участие представители министерств и ведомств, Общественной палаты РД, Военного комиссариата республики, ветераны десантной службы. По словам руководителя ДЮСШ Руслана Абдулатипова, инициатива создания школы принадлежит руководству республики.

– Мы, дагестанцы, – «орлы», – говорит он, – поэтому должны летать высоко и продолжать славные традиции. Несмотря на то, что авиационные виды спорта по своему техническому оснащению дорогостоящие, обучение для детей в школе бесплатное.

Глава Каякентского района Магомед­эмин Гаджиев считает, что технические виды спорта имеют право на жизнь, как и популярные среди дагестанской молодежи единоборства.

«Я приветствую решение руководства Дагестана создать школу по авиационным видам спорта. Таких школ на самом деле не так много. Эту идею нужно всячески поддерживать, привлекать больше молодежи к занятиям техническими видами спорта. После этого обсуждения, думаю, и у нас в районе появятся авиамодельные клубы или кружки. Для меня как руководителя муниципалитета эта идея интересна. Считаю, что развитие технических видов спорта может послужить и на благо туристической отрасли республики: экстремальный турист любит прыгать с парашютом. Зная, что в живописном Дагестане есть такая возможность, он обязательно ею воспользуется», – сказал М.Гаджиев.

Участники круглого стола были единодушны во мнении, что развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта обеспечит не только вовлечение подрастающего поколения в систематические занятия спортом, но и будет способствовать развитию патриотизма, улучшению подготовки ребят к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Статьи из «Спорт»

Махачев хочет второй пояс

0
Давно мы не обсуждали новости из мира смешанных единоборств. Что поделать, мало сейчас таких...

Препятствия не стали помехой

4
На базе конно-спортивного клуба «Узден» состоялся III Кубок Минимущества Дагестана по...

Цель – только победа!

7
В Белграде (Сербия) проходит чемпионат Европы по боксу. Напомним, что в составе сборной...

«Динамо» сохраняет лидерство

22
Махачкалинское «Динамо» одержало победу во втором выездном матче подряд, «Легион» уступил...

Нельзя опаздывать на тренировки!

11
Мы уже сообщали, что сборная Дагестана по ушу-саньда...

Бетербиев против Бивола

18
В начале февраля этого года прошла информация, что чемпион WBA в полутяжёлом весе непобедимый...

«Динамо» вышло в лидеры

16
Махачкалинское «Динамо»,­ одержав уверенную победу в Нижнекамске над «Нефтехимиком»,...

Кто победит: Махачев или Царукян?

22
В Лас-Вегасе состоялся долгожданный юбилейный турнир UFC...

С возвращением, Анзур Умамудинович!

15
Дагестанские футбольные команды сыграли успешно в...