Купить PDF-версию
10:47 | 26 апреля, Пт
Махачкала
X
09:27 11.10.2018

Концептуальные основы новой стратегии социально-экономического развития Дагестана

Аббас Ахмедуев д.э.н., профессор
Выпуск - 2018 №№269-270
638

В республике развернута широкомасштабная работа по разработке стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2035 года. С привлечением экспертов и широкой общественности проводятся стратегические сессии для обсуждения проблем и определения приоритетов долгосрочного социально-экономического развития республики.

Нужно сначала обсудить и принять концепцию новой стратегии

Стратегические сессии – весьма полезная работа и по существу представляют собой социологическое обследование, направленное на выявление и формирование общественного мнения по тем или иным актуальным вопросам экономического и социального развития. Результаты таких стратегических сессий в той или иной форме, конечно, могут быть учтены при разработке стратегии.

Но стратегическое планирование, разработка стратегических документов в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» требуют глубокого системного анализа состояния экономики, прогнозирования и фундаментального обоснования стратегических решений. Стратегия Республики Дагестан – это законодательно утверждаемый документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи экономического и социального развития на долгосрочный период. Предусмотренные в стратегии количественные и качественные показатели, гарантированное их достижение в намеченные сроки будут определять состояние и темпы развития экономики, уровень и качество жизни всего населения республики и каждого дагестанца.

Стратегия Дагестана как формализованная директива долгосрочных целей и доминанта организации жизнедеятельности имеет судьбоносное значение для всего дагестанского общества и каждого гражданина. Отсюда вытекает, что стратегия не только ключевой рычаг государственного и муниципального управления. На всех этапах в разработке и реализации стратегических документов развития республики, муниципальных образований, территорий, отраслей экономики и социальной сферы активное участие должны принимать граждане. Поэтому было бы целесообразно вначале разработать и широко обсудить в обществе, на стратегических сессиях, в экспертном сообществе и т.д. концепцию стратегии, в которой раскрыть реальные современные ключевые проблемы, определить основные долгосрочные стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития республики. На основе такой согласованной и одобренной большинством населения концепции целесообразно разработать документы стратегического планирования на долгосрочную перспективу.

Целесообразно обосновать объективную необходимость новой стратегии

В концепции прежде всего следует обосновать необходимость новой Стратегии при условии существования и функционирования законодательно утвержденной Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года (Стратегия РД – 2025). Для отмены закона об утверждении действующей Стратегии РД – 2025 должны быть веские основания. Их целесообразно обсудить и обнародовать, тем более, что действующая Стратегия РД – 2025 как инструмент государственного управления еще не исчерпала себя, не все предусмотренные в ней задачи решены, а цели все еще далеко не достигнуты.

Вместе с тем при формировании новой стратегии следует учесть и использовать опыт разработки и последующей корректировки Стратегии РД – 2025. Было бы целесообразно провести всесторонний анализ выполнения основных стратегических индикаторов за первый этап (2015 г.) и, возможно, по отдельным показателям (например, по ВРП) – за второй этап (2020 г.).

Самый поверхностный анализ хода выполнения стратегии РД – 2025 показывает, что многие стратегические показатели, планируемые на этап до 2015 г.,
не выполнены. Например, по промышленности не достигнуты важнейшие показатели как по темпам роста, так и по объемам производства. Особенно провальный результат имеет место в обрабатывающей промышленности, где рост объема производства составил менее 45% к стратегическому плану по оптимистическому сценарию. Не достигнуты стратегические ориентиры также по снижению дотационности бюджета, доходам консолидированного бюджета на душу населения, росту реальной заработной платы, уровню общей безработицы и некоторым другим узловым показателям развития социальной сферы.

Более глубокий анализ позволит избежать недостатков, имевшихся при разработке Стратегии РД — 2025, объективно оценить принятые тогда плановые показатели, раскрыть реальный потенциал, обосновать стратегические цели и приоритеты на новую долгосрочную перспективу.

Какой может быть временной горизонт новой стратегии

Одним из концептуальных вопросов, требующих осмысления и обоснования, является определение временного горизонта новой стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан. Необходимость и возможность принятия стратегии на период до 2035 года целесообразно всесторонне обсудить и обосновать. Дело в том, что разрабатывается стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Соответственно будут составлены и приняты стратегии развития макрорегионов (федеральных округов) России до 2030 года. Согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегии социально-экономического развития макрорегионов, субъектов РФ и муниципальных образований должны быть взаимоувязаны и согласованы с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации. Соответственно стратегия социально-экономического развития СКФО будет разработана до 2030 года в увязке со стратегией РФ.

Увязать стратегию РД до 2035 г., соответственно стратегические цели и приоритеты развития республики со стратегией СКФО до 2030 г. будет сложно, если вообще возможно. Это, в свою очередь, может вызвать сложности для участия республики в федеральных программах, в реализации национальных проектов (программ), разрабатываемых в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 (майский указ Президента РФ 2018 г.) и др.

Для Дагестана активное участие в этих и других программах и проектах Российской Федерации и СКФО чрезвычайно важно с целью получения и использования ресурсов из этих источников для социально-экономического развития и решения стратегических задач. Именно поэтому целесообразно обстоятельно обсудить и концептуально решить вопрос о временном горизонте новой стратегии социально-экономического развития РД.

При этом следует также учитывать, что регионы России, например, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Красноярский край, Свердловская, Самарская, Иркутская, Томская, Архангельская области и др., имеют стратегии до 2030 года. Очевидно, такой временной горизонт является оптимальным для стратегического планирования, учитывая интенсивные процессы глобализации, смены технологических укладов, геополитической и экономической нестабильности в мире. Вместе с тем прогнозирование социально-экономического развития РД целесообразно осуществлять не только до 2030 г., но и на более долгосрочный период, например, до 2040 г., а по отдельным индикаторам, возможно, и до 2050 г.

Нужно ввести стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований

Принципиально важным является вопрос о стратегическом планировании социально-экономического развития на уровне муниципальных образований. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предусматривает, что стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований (Ст. 1). Вопреки исходным положениям Федерального закона в Республике Дагестан не осуществляется стратегическое планирование на муниципальном уровне и не разрабатываются предусмотренные Федеральным законом стратегические документы долгосрочного социально-экономического развития муниципальных образований. Отсутствие взаимоувязанной цельной системы стратегического планирования социально-экономического развития республики и муниципальных образований является одной из основных факторов разобщенности целей и задач структур управления республиканского и муниципального уровня, отсюда – неэффективности всей системы организации и управления экономическим и социальным развитием республики.

Экономическое и финансовое состояние муниципальных образований республики настоятельно требует кардинального усиления их роли и ответственности за долгосрочное устойчивое социально-экономическое развитие, модернизацию и повышение эффективности всей системы муниципального управления. Основу такой модернизации, усиления управляемости и обеспечения прорывного социально-экономического развития на муниципальном уровне может составить именно система стратегического планирования. Долгосрочная стратегия для каждого муниципального образования должна стать важным инструментом перестройки системы управления, устойчивого социально-экономического развития, преодоления дотационности и т.д. В целом такая взаимоувязанная на уровне республики и муниципальных образований система стратегического планирования и соответствующий механизм реализации стратегий на каждом уровне должны обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований и республики в целом.

Целесообразно и крайне важно внести в Закон РД «О стратегическом планировании в Республике Дагестан» все положения и правовые нормы о стратегическом планировании на уровне муниципальных образований.

Вместе с тем для обеспечения единообразия, согласования и взаимоувязки стратегий республики и муниципальных образований следует обсудить и определить общую концепцию, типовую структуру стратегических документов, базовые индикаторы и возможные сценарии долгосрочного социально-экономического развития муниципальных образований. Для четкой организации этой работы и компетентной разработки стратегических документов муниципальных образований целесообразно – по опыту Республики Татарстан – разработать и утвердить методические рекомендации по стратегическому планированию социально-экономического развития на уровне муниципальных районов (городских округов) Республики Дагестан.

Главная стратегическая цель социально-экономического развития Республики Дагестан

Одним из ключевых концептуальных вопросов, требующих широкого обсуждения, является определение главной стратегической цели социально-экономического развития Республики Дагестан на намечаемую долгосрочную перспективу. Все направления и приоритеты развития, соответственно структура и содержание стратегических документов, должны быть подчинены обоснованию, конкретизации, ресурсному обеспечению и формированию механизма реализации главной стратегической цели.

Республика располагает всеми природными, трудовыми и производственными ресурсами для прорывного развития и преодоления отставания. Нужна кардинальная модернизация организации хозяйственного комплекса и системы государственного и муниципального управления

При определении главной стратегической цели Республики Дагестан необходимо учитывать, что в условиях глобализации и открытого мирового рынка российский, в том числе и дагестанский республиканский, рынки становятся сегментами глобального мирового рынка. Экономике Дагестана, как и России в целом, необходимо обеспечить конкурентоспособность на этом глобальном рынке. Вместе с тем республике предстоит принять активное участие в реализации майского указа Президента РФ 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где в числе других поставлены весьма амбиционные задачи войти в число пяти крупнейших экономик мира и обеспечить ускорение технологического развития Российской Федерации. Для выполнения такой сложной задачи России, ее регионам, в том числе и Дагестану, необходимо преодолеть отставание и совершить прорыв в экономическом, социальном и технологическом развитии.

Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию (1 марта 2018 г.) подчеркнул: «Именно отставание – вот главная угроза и вот наш враг. И если не переломим ситуацию, оно будет неизбежно усиливаться». Отставание от развитых стран мира по уровню социально-экономического и технологического развития представляет реальную угрозу не только экономической, но и военно-стратегической безопасности России. По последним данным международных сопоставлений, по ключевому показателю ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США Россия отстает от Люксембурга в 3,9 раза, Норвегии – в 2,6 раза, Швеции – в 2,4 раза, США – в 2,1 раза.

Особую тревогу должно вызывать техническое и технологическое отставание России, что в условиях глобализации и открытого мирового рынка неизбежно влечет за собой неконкурентоспособность и постепенное вымирание отдельных отраслей и сфер экономики. По оценке зарубежных экспертов, например, в экономике США доля четвертого технологического уклада составляет 20%, пятого – 60% и шестого – 5%, а в России все еще 30% – экономика третьего технологического уклада, 50% четвертого и всего 10% пятого, а до шестого технологического уклада российская экономика вообще еще не добралась. Если судить по этим данным, то экономике России нужно преодолеть техническое отставание от США примерно в один технологический уклад.

При таком отставании России от развитых стран мира Дагестан по состоянию на 2016 г. в разы отстает от среднероссийского уровня практически по всем макроэкономическим показателям. Дагестан отстает в расчете на душу населения по показателям: ВРП – в 2,4 раза, объему промышленной продукции – в 20 раз, стоимости основных фондов – в 2,5 раза, объему инвестиций в основной капитал – в 1,4 раза, производительности труда – в 1,7 раза. При этом удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных в России составлял 8,5%, в Республике Дагестан – 0,4% (меньше в 21,3 раза), а удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, – 8,4% и 2,5% (меньше в 3,4 раза) соответственно.

Такое состояние экономики неизбежно привело к отсутствию достаточной доходной базы и дефициту бюджетной системы, отставанию развития социальной сферы и уровня жизни населения республики. Дотационность консолидированного бюджета составляет 76%. Среднемесячная номинальная зарплата в 1,8 раза ниже среднероссийской, безработица выше почти вдвое, совокупные бюджетные расходы из консолидированного бюджета на душу населения меньше в 2 раза, чем в среднем в российских регионах. Эту картину можно еще дополнить нестоимостными показателями уровня жизни населения: в Дагестане общая площадь жилья на одного жителя в 1,3 раза и число собственных автомобилей на 1000 человек населения в 1,7 раза меньше, чем в среднем по России. Такова общая далеко не полная картина экономического и социального отставания Дагестана.

Развитие и размещение промышленности на сельских территориях является одним из важных факторов обеспечения занятости сельского населения, сокращения миграции, закрепления населения в районах и сельских населенных пунктах

Такое масштабное, устойчивое, продолжающееся почти три десятилетия отставание социально-экономического развития представляет угрозу общественно-политической стабильности и безопасности не только для Дагестана, но и для всей Российской Федерации. Разрыв в уровне развития, сложившееся социальное расслоение и неравенство граждан оцениваются населением как социальная несправедливость, а в отдельных кругах рассматриваются как основной социальный фактор общественно-политической нестабильности, распространения радикализма, экстремизма и терроризма.

Еще более опасным следствием отставания является то, что в поисках работы и нормальных современных условий жизни ежегодно из республики уезжают десятки тысяч самых активных и дееспособных дагестанцев. Основные мотивы миграции дагестанцев связаны с неудовлетворенностью качеством жизни в регионе, поиском работы, причинами личного и семейного характера. Причем от 77% до 80% выезжающих из Дагестана составляют граждане в трудоспособном возрасте.

За последние 10 лет даже по официальным данным отрицательный баланс миграции из Дагестана составил 146 тыс. человек, из них около 117 тыс. в трудоспособном возрасте. Если бы эти дагестанцы оставались и трудились в республике по средней производительности занятых (609 тыс. р.), то могли бы в 2016 г. создать свыше 71 млрд руб. ВРП и внести в консолидированный бюджет около 4 млрд руб. налоговых и неналоговых платежей.

Таков далеко неполный годовой экономический ущерб миграции населения из Дагестана в другие регионы России и зарубежные страны. Конечно, гораздо большую опасность сложившийся устойчивый тренд миграции представляет как процесс рассасывания дагестанцев, потери их идентичности, а в определенной долговременной перспективе и как угроза распада Дагестана. Поэтому отставание – главная угроза и враг не только всей России, но и Дагестана, всего дагестанского общества.

Преодоление этих угроз, прорывное развитие, преодоление отставания и выравнивание уровня социально-экономического развития необходимо рассматривать как важнейшую стратегическую задачу органов власти и всего дагестанского общества. Именно поэтому Глава Дагестана В. Васильев в одном из своих выступлений совершенно обоснованно подчеркнул, что Дагестану надо выйти на средние показатели России по социально-экономическому развитию.

Из всего этого вытекает, что главной долгосрочной стратегической целью республики должно быть преодоление отставания и выход на средние макроэкономические показатели России по уровню экономического и социального развития.

Основная задача разрабатываемой стратегии состоит именно в том, чтобы дать ясный и четкий ответ на вопрос: как, в какие сроки и какими средствами решить эту главную стратегическую задачу, какие ресурсы для этого нужны и где их взять.

Во-первых, надо всем дагестанцам, особенно молодому поколению, освоить одну истину – выводить республику из социально-экономического кризиса и обеспечить достойный уровень жизни можно только своим трудом, собственными силами и средствами. Конечно, с помощью Федерального центра, которую можно получить опять-таки только благодаря умелой организации и эффективной работе, активному участию в реализации федеральных государственных программ, планов и иных проектов.

Во-вторых, надо понять, что хроническое отставание последние три десятилетия – это отнюдь не результат недееспособности дагестанцев и не связано с недостатком ресурсов. Республика располагает всеми природными, трудовыми и производственными ресурсами для прорывного развития и преодоления отставания. Нужна кардинальная модернизация организации хозяйственного комплекса и системы государственного и муниципального управления.

Формирование современного конкурентоспособного человеческого капитала – первоочередной стратегический приоритет

Одной из центральных задач новой стратегии, стратегического планирования вообще является обоснование приоритетных направлений, отраслей и сфер социально-экономического развития. Выбор и обоснование стратегических приоритетов нужно осуществлять не митинговым голосованием, а на основе четко ориентированных критериев путем глубокого системного анализа влияния каждого приоритетного направления на достижение главной стратегической цели – преодоление отставания, выход на средние показатели России по экономическому развитию и уровню жизни населения.

Одним из основных факторов развития современной экономики знаний является человеческий капитал. Современный развитый человеческий капитал является несущей конструкцией и важнейшим системообразующим фактором прогресса во всех областях жизнедеятельности, прорывного социально-экономического развития в том числе. Состояние и развитие человеческого капитала, отсюда и воспроизводственный человеческий потенциал республики, зависят от уровня и качества жизни населения. В майском указе Президента РФ 2018 г. национальные цели прорывного развития нацелены на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Поэтому первоочередным приоритетом долгосрочной стратегии республики является повышение уровня и качества жизни населения, формирование современного конкурентоспособного человеческого капитала.

Преодоление отставания всей социальной сферы, повышение уровня и качества жизни населения для Дагестана являются острейшей экономической, социальной и общественно-политической задачей. Выше приводились данные по отставанию республики по некоторым показателям: по средней заработной плате, бюджетным расходам на душу населения, количеству собственных автомобилей. Отставание республики от среднероссийских показателей имеет место по всей инфраструктуре социальной сферы, от состояния и уровня развития которой зависят формирование и эффективность использования человеческого капитала.

Так, 28,4% общеобразовательных учреждений Дагестана функционирует в 2-3 смены (в РФ – 12,8%, в СКФО в среднем – 24,3%), на 1000 учащихся общеобразовательных организаций в республике приходится 104 персональных компьютера, а в стране – 135 (в 1,3 раза больше). Охват детей дошкольным образованием в республике составляет 30,7% (в России – 66,5%, СКФО – 45,1%). По этому показателю Дагестан среди регионов России занимает предпоследнее 84-е место. При острой потребности в специалистах с высшим и средним специальным образованием число студентов средних специальных учебных заведений на 10000 человек населения в республике меньше в 1,3 раза, чем в среднем в России, а студентов высших учебных заведений – в 1,4 раза меньше.

Существенное отставание наблюдается в здравоохранении, играющем ключевую роль в повышении уровня и качества жизни населения, в формировании и поддержании дееспособности человеческого капитала республики. На 10000 человек у нас приходится меньше, чем в России в целом, больничных коек – на 22,6%, врачей – на 23,4%, средних медицинских работников – на 21,7%. Соответственно в расчете на 10000 человек Дагестан среди регионов России занимает по числу больничных коек 79-е место, по численности врачей – 73-е, средних медицинских работников – 80-е.
Заболеваемость на 1000 человек больше среднероссийского показателя на 2,3%, а коэффициент младенческой смертности в 1,7 раза выше.

В повышении уровня и качества жизни населения, формировании и развитии человеческого капитала существенную роль должна играть целенаправленная и активная работа в идейно-воспитательной и культурной сферах. Сейчас деятельность этих сфер не соответствует современным требованиям. Например, Дагестан среди регионов России на 1000 человек населения по численности зрителей театров занимает 74-е место, числу посещений музеев – 81-е, по библиотечному фонду – 82-е и, как ни парадоксально, по выпуску газет – 81-е.

Особого внимания и неотложных мер требует проблема подготовки современных конкурентоспособных кадров для отраслей и сфер экономики Дагестана. Без этого не только сложно повысить инвестиционную привлекательность республики, создавать новые высокотехнологичные производства, но и невозможно развивать действующие предприятия.

Для формирования современного человеческого капитала представляется необходимым прежде всего осуществить модернизацию всей системы общего и профессионального образования. Майский указ Президента 2018 г. предусматривает внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, профессиональную ориентацию всех обучающихся. Это означает, что доминантой в системе общего и среднего образования должно быть воспитание у молодого поколения трудолюбия, профессиональной ориентации и навыков использования знаний в общественно полезной деятельности.

Сложившаяся традиционная система безадресной подготовки кадров в средних и высших учебных заведениях нуждается в модернизации с учетом современных требований и потребностей хозяйственного комплекса республики. Для кадрового обеспечения решения стратегических задач социально-экономического развития следует определить потребность в кадрах (рабочих и инженерно-технических специалистов) по основным профессиям и квалификационным характеристикам для всех отраслей экономики и социальной сферы на настоящий момент и на прогнозируемую стратегическую перспективу. Соответственно, исходя из этих потребностей, на контрактной (договорной) основе организовать подготовку кадров для народного хозяйства республики в высших и средних специальных учебных заведениях, институтах и курсах повышения квалификации и т.д.

Из вышесказанного однозначно вытекает, что модернизация и развитие всей инфраструктуры социальной сферы, преодоление отставания в уровне и качестве жизни населения, формирование современного конкурентоспособного человеческого капитала являются абсолютным приоритетом долгосрочной стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан.

Ключевой стратегический приоритет – преобразование Дагестана в высокоразвитую индустриально-аграрную республику

Фундаментальной задачей новой стратегии является прогнозирование структурных преобразований, определение оптимальной отраслевой и территориальной структуры экономики республики. Все структурные изменения в экономике прежде всего должны быть ориентированы на обеспечение достижения главной стратегической цели. Центральным и сложным при определении долгосрочной отраслевой структуры является вопрос выбора между индустриально-аграрной и аграрно-индустриальной моделью специализации экономики Дагестана. От этого зависят методологические подходы к обоснованию и выбору стратегических приоритетов долгосрочного социально-экономического развития.

Анализ и оценка динамичных процессов глобализации, современных устойчивых трендов научно-технического прогресса подсказывают, что устойчивое развитие экономики и социальной сферы, преодоление отставания и выход республики на среднероссийские макроэкономические показатели возможны только при прорывном развитии современной промышленности на научно-техническом и технологическом уровне пятого и шестого технологических укладов. Надо учитывать, что постиндустриальная цивилизация вырастает из индустриального общества, а промышленность является не только материальной основой экономического и социального развития, но и важнейшей движущей силой научно-технического прогресса. Поэтому долгосрочная стратегическая модель концептуально должна быть ориентирована на преобразование Дагестана в высокоразвитую индустриально-аграрную республику.

Опыт последних десятилетий показывает, что восстановление и тем более прорывное развитие современной высокотехнологичной промышленности требуют принятия кардинальных и нестандартных стратегических ­решений. Ведь у нас есть исторический опыт советских пятилеток

Необходимость восстановления былой индустриальной мощи и прорывного развития промышленного комплекса Дагестана обусловлена многими объективными факторами. Во-первых, обеспечение занятости населения республики, особенно растущего высокими темпами городского населения, в принципе невозможно без масштабного промышленного производства. Численность населения с 1991 г. по 2016 г. увеличилась на 63,9%, а городского – на 66,3%. На конец 2016 г. городское население достигло 1372 тыс. человек. Из них, по данным Росстата, 62,7% (или 860 тыс. человек) относятся к экономически активному населению рабочей силе. Во всех промышленных видах деятельности, включая промышленность, размещенную в сельской местности, занято 89,6 тыс. человек, или 10,4%, экономически активного городского населения. Ясно, что обеспечить занятость остального трудоспособного городского населения (свыше 770 тыс. человек) другие отрасли и сферы деятельности не могут ни сейчас, ни в более отдаленной перспективе. Только развитие промышленности, создание новых высокооплачиваемых рабочих мест по производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции позволит решить эту острейшую для Дагестана проблему.

Во-вторых, развитие и размещение промышленности на сельских территориях является одним из важных факторов обеспечения занятости сельского населения, сокращения миграции, закрепления населения в районах и сельских населенных пунктах. Сбалансированное пространственное размещение производительных сил, преодоление неравенства и выравнивание уровня экономического и социального развития сельских и городских территорий можно обеспечить посредством активного развития промышленных видов деятельности, создания современных высокооплачиваемых рабочих мест и комфортных условий жизни для жителей села.

Для этого можно использовать доперестроечный опыт создания райпромкомбинатов и райпищекомбинатов, консервных заводов и других современных высокотехнологичных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, размещения в районах узкоспециализированных производственных цехов крупных предприятий, развития предприятий народных художественных промыслов и других современных конкурентоспособных производств.

В-третьих, необходимость развития промышленности диктуется перспективой освоения месторождений минерального сырья, расширения масштабов добывающей и перерабатывающей промышленности. Крайне важно устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса за счет наращивания добычи и переработки нефти и газа, создания новых мощностей по производству электроэнергии и т.д.

В-четвертых, необходимо иметь в виду, что промышленность играет ведущую роль в развитии сельского хозяйства республики. Именно промышленность создает, развивает и поддерживает материально-техническую базу аграрной сферы, осуществляет топливно-энергетическое обеспечение всего процесса сельскохозяйственного производства. Решающее значение для развития сельского хозяйства имеет устойчивое развитие пищевой промышленности и отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.

В-пятых, следует особо отметить решающее значение промышленности для наращивания налоговой базы и создания собственного потенциала доходов бюджетов всех уровней. Сокращение и постепенное преодоление дотационности для Дагестана является острейшей экономической, социальной, общественно-политической и нравственной проблемой. Она может быть решена только путем прорывного и масштабного развития промышленности. В настоящее время 65% налоговых и неналоговых доходов обеспечивают базовые отрасли промышленности республики. Очевидно, что лишь современная высокоразвитая и эффективная промышленность может стать реальным и надежным источником доходов бюджетов всех уровней и финансовой самодостаточности республики.

Аргументы в пользу индустриально-аграрной модели стратегического развития Дагестана можно еще продолжить. Но и сказанное позволяет утверждать, что Дагестан обречен развивать современную высокотехнологичную промышленность. Учитывая доминирующую стратегическую роль промышленности в экономике и вообще в жизнедеятельности дагестанского общества, нынешнее состояние промышленного комплекса должно вызывать серьезную тревогу. Начавшийся в 1990-е годы и продолжающийся до настоящего времени глубокий кризис привел к деградации промышленности, а по существу к деиндустриализации республики. Всего за восемь лет (1991–1998 гг.) объем промышленного производства снизился на 83,3%, а по 15 отраслям и подотраслям из 20-ти падение составляло более 90%. Общий объем промышленной продукции в 2016 г. составил всего 81,4% к 1990 г.

Это означает, что промышленность республики уже 26 лет топчется на месте. За это время (в 2016 г. по сравнению с 1990 г.) добыча нефти и газа природного снизилась в 3,8 раза, производство консервов сократилось в 10,8 раза, вина виноградного – в 3,2 раза, улов и переработка рыбы – в 7 раз. Производство электроэнергии на душу населения республики в 2016 г. снизилось на 16% по сравнению с 1990 г. В расчете на душу населения производится и потребляется электроэнергии меньше в 5-5,3 раза, чем в целом по России и в 1,8 раза, чем в СКФО. Таково нынешнее реальное состояние промышленного комплекса республики.

При этом публикуемые статистические данные о якобы высоких темпах роста вовсе не свидетельствуют о процветании промышленности и дезориентируют органы власти и общественность. На одном из заседаний кабинета министров республики Председатель Правительства РД Артём Здунов вполне справедливо поставил под сомнение статистические показатели социально-экономического развития и потребовал предоставить ему объективные данные о состоянии экономики республики. Такое поручение вполне обосновано, и уточнение статистических показателей особенно актуально для объективной оценки нынешнего состояния промышленного комплекса.

Опыт последних десятилетий показывает, что восстановление и тем более прорывное развитие современной высокотехнологичной промышленности требуют принятия кардинальных и нестандартных стратегических решений. Есть исторический опыт советских пятилеток, когда за счет эффективного использования собственного потенциала и своих ресурсов благодаря активной государственной региональной политики и непосредственному государственному участию был осуществлен прорыв в социально-экономическом и культурном развитии, а Дагестан из отсталой окраины Российской империи превратился в высокоразвитую индустриально-аграрную республику.

За годы советских пятилеток были созданы оснащенные новейшей техникой предприятия машиностроительной, нефтяной, газовой, химической, стекольной, деревообрабатывающей, текстильной, швейной, кожевенно-обувной, консервной, рыбной, винодельческой и мясомолочной промышленности. К послевоенному 1950 г. в Дагестане уже насчитывалось более 100 крупных заводов и фабрик, 70 промысловых артелей, 24 райпромкомбината и райпищекомбината. Нарастающими темпами развивалась промышленность и в послевоенный период. Только за три пятилетки (1971–1985 гг.) были построены и введены в действие 22 крупных промышленных предприятия и 56 производственных цехов. За последние 27 лет (1991-2017 гг.) в республике построены лишь два заметных промышленных предприятия.

Этот исторический опыт свидетельствует о том, что прорывное развитие промышленности республики возможно, необходимыми для этого природными и трудовыми ресурсами Дагестан располагает. Из этого опыта вытекает второй вывод, что прорывное развитие промышленности, как и всей экономики республики, возможно только при реальной государственной помощи, при проведении активной государственной региональной политики, направленной на преодоление неравенства и опережающее развитие отсталых регионов.

Следует выделить два следующих приоритетных стратегических направления реального решения проблем прорывного развития промышленности Дагестана:

1) возрождение и восстановление на современной инновационной основе разрушенных в 90е годы предприятий и подотраслей, модернизация действующих предприятий, полное использование производственных мощностей и потенциала всех отраслей промышленности республики;

2) строительство новых предприятий путем привлечения инвестиций и реализации современных инновационных инвестиционных проектов.

Прежде всего необходимо предметно провести анализ, оценить состояние и реанимировать все действовавшие до 1990 г. промышленные предприятия. Целесообразно восстановить не требующие больших инвестиций малые и средние промышленные предприятия в сельской местности (райпромкомбинаты, райпищекомбинаты, филиалы и цехи промышленных предприятий), модернизировать и вывести их на современный уровень техники и технологии.

Во-вторых, следует осуществить оценку потенциала и перспектив развития всех действующих предприятий промышленности, в частности использования производственных площадей, конкурентоспособности продукции (услуг), кадрового обеспечения, финансового положения и сгруппировать их на:

— устойчиво развивающиеся и потенциально перспективные;

— потенциально перспективные, но требующие модернизации и технической реконструкции;

— бесперспективные, подлежащие полной реорганизации или ликвидации.

С учетом такой комплексной оценки необходимо определить концепцию, перспективу и практические меры развития и эффективного использования потенциала каждого предприятия.

В-третьих, целесообразно провести прогнозирование, обоснование и объективную оценку объема возможных инвестиций в основной капитал промышленности республики из всех федеральных источников. Надо исходить из того, что для таких депрессивных регионов России, как Дагестан, федеральная политика регионального развития и прежде всего федеральная инвестиционная политика должны предусматривать активное участие государства в финансировании инвестиций в приоритетные проекты на условиях государственно-частного партнерства.

В стратегии нужно предусматривать:

— государственно-частное партнерство в финансировании капитальных вложений в развитие промышленности в следующих формах;

— восстановление и техническое перевооружение государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий путем софинансирования за счет государственных и частных инвестиций с последующим преобразованием их в открытые акционерные общества и соответствующим распределением акций между инвесторами;

— техническое перевооружение и реконструкция частных предприятий за счет государственных инвестиций на условиях долевого участия (приобретения пакета акций) государства в уставном капитале;

— реконструкция и техническое перевооружение открытых акционерных обществ с участием государства (доля в капитале, пакет акций) путем софинансирования за счет средств государства и частного инвестора (инвесторов) с соответствующим перераспределением пакета акций акционерного общества между инвесторами;

— строительство новых предприятий (реализация инвестиционных проектов) путем долевого финансирования за счет средств государства и частного инвестора (инвесторов) с соответствующим закреплением доли инвесторов в уставном капитале;

— строительство новых предприятий за счет инвестиций государства в основной капитал с последующим их преобразованием в открытые акционерные общества и свободным распространением акций среди населения и юридических лиц.

В новой стратегии социально-экономического развития следует предусмотреть поэтапное проведение активных и эффективных мер в предложенных направлениях, что позволит обеспечить прорывное развитие промышленности, восстановить былую мощь промышленного комплекса и решить эту ключевую для Дагестана стратегическую задачу.

Сельское хозяйство – базовая отрасль и стратегический приоритет социально-экономического развития

Индустриально-аграрная стратегическая модель экономики вовсе не означает приоритетное развитие промышленности в ущерб другим отраслям и сферам экономики. Наоборот, такая модель предполагает гармоничное и сбалансированное развитие всего хозяйственного комплекса, а промышленность при этом обеспечивает возрождение и интеграцию потенциала всех отраслей, играет активную роль «локомотива» устойчивого роста всей экономики и повышения уровня жизни населения.

Особую роль промышленность должна играть в прорывном развитии сельского хозяйства, укреплении его материально-технической базы, внедрении современных инновационных агротехнологий, эффективных методов хранения, переработки и транспортировки сельхозпродукции.

Сельское хозяйство является второй базовой структурообразующей отраслью экономики республики, состояние и перспективы развития которой, наряду с промышленностью, определяют уровень и качество жизни населения, преодоление отставания и решение главной стратегической цели Республики Дагестан на долгосрочную перспективу. В сельском хозяйстве республики создается 15,5% валового регионального продукта, занято 255,2 тыс. человек (23,9% общего числа занятых), функционирует 6,3% основных фондов.

Последние десятилетия производство отдельных видов сельхозпродукции в республике растет высокими темпами. Так, в 2016 г. по сравнению с 1990 г. объем производства овощей увеличился в 6,2 раза, картофеля – в 5 раз, молока – в 2,4 раза, мяса – в 1,8 раза, плодов и ягод – в 1,2 раза. Однако численность населения за это время (1991-2016 гг.) выросла на 63,9%, а производство основных видов сельхозпродукции отставало от темпов возрастания численности населения. В результате производство сельхозпродукции (кроме овощей и картофеля) на душу населения резко снизилось и в 2016 г. по сравнению с 1990 г. составило по: зерну – 45,8%, винограду – 49, яйцу – 61,5, шерсти – 62,5%, молоку – 70,8%, плодам – 75,4%. При этом Дагестан отстает от средних показателей России по производству на душу населения зерна – в 6,6 раза, яиц – в 3,7 раза, картофеля – в 1,6 раза, мяса – в 1,5 раза и от СКФО по этим видам продукции соответственно – в 11 раз, 1,8 раза, 1,2 раза, 1,5 раза.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» для обеспечения продовольственной безопасности необходимо гарантировать физическую и экономическую доступность для каждого гражданина пищевых продуктов в объемах не меньше рациональных норм потребления. Это требование Доктрины продовольственной безопасности для Дагестана как преимущественно аграрного региона имеет абсолютное значение. Между тем потребности населения республики за счет собственного производства не удовлетворяются ни по одному виду пищевых продуктов, кроме овощей и картофеля. По состоянию на 2016 г. республика удовлетворяет свои потребности по установленным рациональным нормам потребления по молоку и молокопродуктам на 85,9%, хлебу и хлебопродуктам – на 72,1%, мясу и мясопродуктам – на 60,7%, плодам – на 43,4%, яйцу – на 30,6%, рыбе и рыбопродуктам – на 8,9%. Чтобы обеспечить потребности населения по рациональным нормам потребления в республику ежегодно нужно завозить 81,1 тыс. тн. хлеба и хлебопродуктов, 87 тыс. тн. мяса и мясопродуктов, 138,9 тыс. тн. молока и молокопродуктов, 171,5 тыс. тн. плодов и ягод, 66,2 тыс. тн. рыбы и рыбной продукции, 546,5 млн шт. яиц.

Состояние организации и уровень развития сельского хозяйства, его роль в экономике республики характеризует и то, что в целом вклад аграрной сферы в налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета составляет всего один процент. Такое состояние сельского хозяйства и пищевой промышленности представляет реальную угрозу не только продовольственной безопасности, но и в целом экономической безопасности республики.

Прежде всего надо ясно представлять себе, что сельское хозяйство Дагестана, где 73,5 % продукции производится в хозяйствах населения, не имеет перспективы и невозможно принять как стратегическое направление организации и развития сельскохозяйственного производства. Преодоление отставания сельского хозяйства и угроз продовольственной безопасности требует коренной реорганизации и укрупнения сельскохозяйственных предприятий и организаций, КФХ и ЛПХ, прорывного развития и радикальной модернизации техники, технологии и организации сельскохозяйственного производства. Для радикальной модернизации и долгосрочного устойчивого развития сельского хозяйства республики по пути интенсификации необходимо на научной основе проводить активную работу по следующим приоритетным стратегическим направлениям:

— развитие и укрепление научно-технического потенциала аграрной сферы, развертывание масштабных исследований актуальных проблем модернизации и прогрессивного развития сельского хозяйства;

— преодоление опустынивания и деградации земельных угодий, восстановление плодородия почвы, наиболее полное, эффективное и рациональное использование земельных, водных и других природных, а также производственных и трудовых ресурсов;

— совершенствование техники и технологии, последовательный перевод сельского хозяйства республики от частичной к комплексной механизации, в последующем – на этап «системы машин», а от него к информационно-биологическим системам, основу которых составляют две ключевые технологии – системы глобального позиционирования и генная инженерия;

— повышение урожайности сельхозкультур и продуктивности животноводства, масштабное развитие семеноводства, племенного дела, мелиорации и химизации;

— масштабная и интенсивная организация подготовки и повышения квалификации кадров рабочих, специалистов и руководителей хозяйств, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса и рыночных условий хозяйствования;

— объединение личных подсобных хозяйств (трудовых ресурсов, земельных участков, техники, финансовых средств и т.д.) в более крупные хозяйства для совместной организации производства, хранения, переработки, реализации и т.д. сельхозпродукции в различных организационно-правовых формах (КФХ, производственные кооперативы, производственно-сбытовые кооперативы и др.);

— социальное развитие села, повышение уровня и качества жизни сельского населения, сближение условий жизни городских и сельских жителей;

— в каждом районе Дагестана создать минимум один агрогородок как образцовый населенный пункт (современное стандартное село), в котором на современном уровне агротехнологии организовано сельскохозяйственное производство, создана вся социальная инфраструктура на уровне современных стандартов, обеспечены все условия для труда, отдыха и развития всего населения, особенно молодежи; такие агрогородки будут представлять собой стандарты (образцы) долгосрочного развития как сельских поселений, так и небольших городов, рабочих поселков, промзон и т.д. в районах республики.

Стратегическое планирование и реализация мер в указанных направлениях позволят в ближайшие годы преодолеть отставание сельского хозяйства и обеспечить продовольственную безопасность республики.

В соответствии с майским Указом Президента РФ 2018 г. следует создать в РД научно-образовательный центр мирового уровня на основе интеграции институтов ДНЦ РАН, вузов и их кооперации с ведущими предприятиями и организациями реального сектора экономики

Преодоление научно-технологического отставания – стратегический приоритет и ключевой фактор прорывного социально-экономического развития

Одним из острейших вызовов современности и базовым условием решения главной стратегической задачи прорывного социально-экономического развития и преодоления отставания Республики Дагестан являются ускорение научно-технологического развития, модернизация и перевод всех отраслей и сфер экономики на инновационную модель развития с перспективой выхода на уровень пятого и шестого технологических укладов. В современной экономике важнейшим фактором развития и обеспечения конкурентоспособности является не физический капитал и материальные активы, а знания, достижения науки, их материализация в новые технологии, продукты и услуги. С учетом активной интеграции России в мировое экономическое пространство и ожидаемых кардинальных мер по переводу экономики страны на инновационную модель развития Дагестану необходимо обеспечить подлинную научно-техническую революцию в экономике и во всех сферах жизнедеятельности общества.

Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 утверждена Стратегия научно-технологического развития России. В ней определены цели, принципы, задачи, приоритеты, а также основные направления и меры по реализации государственной политики научно-технологического развития страны на ближайшие 10–15 лет. Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. №1325-р утвержден План мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития РФ на 2017–2019 годы (первый этап). Стратегия и План мероприятий предусматривают активное участие в их реализации органов власти всех уровней, научно-образовательного и предпринимательского сообщества, институтов гражданского общества. Федеральная стратегия является основой для разработки стратегий и государственных программ научно-технологического развития субъектов РФ. Наряду с этим в майском указе Президента РФ 2018 г. прорывное научно-технологическое развитие определено как одна из национальных целей РФ, как узловая стратегическая задача на период до 2024 года. Из всего этого вытекает, что научно-технологическое развитие должно быть первоочередным приоритетом новой стратегии Дагестана.

У нас проводится определенная работа по научно-технологическому развитию в рамках реализации государственных программ Республики Дагестан и государственных программ РФ. В частности, по государственной программе РД «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на 2015–2020 годы» осуществляется модернизация промышленности, создаются индустриальные парки, по госпрограмме РД «Экономическое развитие и инновационная экономика» развиваются бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные (индустриальные) и агропромышленные парки. Постановлением Правительства РД от 13 декабря 2013 г. № 655 принята госпрограмма РД «Развитие научно-технического и инновационного потенциала Республики Дагестан на 2014-2018 годы», цели которой совершенно не реализованы, а планируемые показатели и индикаторы не достигнуты ни в одной инновационной сфере.

В рамках федеральных государственных программ и корпоративных инвестиционных программ проводятся мероприятия по технологической модернизации АО «Завод «Дагдизель», ОАО «Концерн «Кизлярский электромеханический завод», АО «Завод им. Гаджиева», АО «Дагфос», ОАО «Авиаагрегат», ООО «ДагестанСтеклоТара» и других предприятий. В целях содействия в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создания и внедрения инновационных разработок распоряжением Правительства РД учреждена автономная некоммерческая организация «Научно-инновационный центр».

Масштабная работа по развитию фундаментальной и прикладной науки, решению актуальных научных и прикладных технических и технологических задач, реализации современных инновационных проектов проводится в институтах ДНЦ РАН, высших учебных заведениях, отраслевых НИИ и лабораториях Республике Дагестан.

Инновационные процессы в Дагестане в последние годы набирают темпы, но масштабы создания, освоения в производстве и продвижения на рынок инновационных товаров, технологий и организационных новшеств совершенно недостаточны для перехода на инновационную модель развития и обеспечения конкурентоспособности экономики. На предприятиях совершенно недостаточно количество разработанных инвестиционных проектов, направленных на использование инноваций и освоение современной конкурентоспособной продукции. Основной причиной низкой инновационной активности научных организаций и предприятий, занимающихся научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, является ограниченность инвестиционных ресурсов из-за сложного финансового положения большинства из них.

Тормозит развитие инновационной деятельности также отсутствие единой управляемой республиканской инновационной системы, способной обеспечить управление инновационными преобразованиями, консолидировать все усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении республики, для обеспечения устойчивого экономического роста, модернизации и повышения конкурентоспособности экономики.

Недостаточно развита в республике инновационная инфраструктура, которая могла бы обеспечить приток в производство инновационных технологий и разработок. Разработки научных организаций ДНЦ РАН, вузов, отраслевых НИИ и изобретателей остаются невостребованными или с трудом доходят до внедрения на конкретных предприятиях республики. В этой сфере нет действенного государственного регулирования, а инновационно активные предприятия не получают ощутимой поддержки.

В республике научными исследованиями и разработками по состоянию на 2016 г. занято 45 организаций и 1997 чел. персонала, что составляет 26,1% к численности аналогичного персонала по СКФО и всего 0,3% по Российской Федерации. Общая численность исследователей в республике составляет 1419 чел., из них имеют ученые степени доктора наук 232 и кандидата наук 788 человек.

Последние годы в Дагестане наблюдается тенденция ослабления инновационной активности организаций. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в 2000 г. составлял 6,4% и к 2016 г. снизился до 2,5%, или в 2,6 раза. По этому показателю по состоянию на 2016 г. республика существенно отстаёт в целом от РФ (8,4%) и СКФО (2,9%).

Аналогичная картина наблюдается также в динамике объема инновационных товаров. Удельный их вес в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг) по республике составил в 2000 г. 2,8% (РФ – 4,4%, СКФО – 0,6%), а в 2016 г. – 0,4% (РФ – 8,5%, СКФО – 6,4%). О существенном отставании развития техники и технологии в РД свидетельствует то, что удельный вес республики в общем числе созданных передовых производственных технологий в России в 2016 г. составил 0,4%, а используемых – всего 0,3%.

Особую тревогу вызывает наблюдаемая устойчивая тенденция снижения доли внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме валового регионального продукта. Эта доля по РД снизилась с 0,36% в 2000 г. до 0,17% в 2016 г. Обращает на себя внимание, что внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к общему объему ВРП в РД ниже в 8,3 раза, чем в России, и в 1,5 раза, чем в СКФО в целом.

Учитывая столь масштабное отставание по всем показателям технического и технологического уровня, доминантой новой стратегии республики должно быть прорывное научно-технологическое развитие всех отраслей и сфер экономики. Прежде всего надо обеспечить реализацию мер, предусмотренных Указом Президента РФ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Для этого необходимо разработать специальную государственную программу научно-технологического развития республики и план поэтапной ее реализации. В этой программе также должны найти отражение меры, обеспечивающие реализацию майского (2018 г.) указа Президента РФ, в котором в числе национальных целей до 2024 г. центральное место отводится прорывному научно-технологическому развитию.

Важнейшими целями и ключевыми стратегическими приоритетами Дагестана, вытекающими из этих указов Президента, являются: 1) доведение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа; 2) поэтапное увеличение затрат на исследования и разработки и доведение совокупный объем инвестиций в эту сферу из всех источников до 2% ВРП.

В Указе Президента РФ «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» предусмотрено формирование эффективной современной системы управления в области науки, технологий и инноваций. Первоочередной стратегической задачей является создание четко ориентированной на структурную модернизацию экономики республиканской инновационной системы, объединяющей и координирующей инновационную деятельность всех академических и отраслевых научных подразделений, вузов, исследовательских, проектно-конструкторских и технологических звеньев предприятий, организаций, предпринимательских объединений. Для определения инновационной политики и успешного управления этой республиканской инновационной системой назрела необходимость формирования государственного органа управления инновационной деятельностью в статусе республиканского Министерства (Агентства, Комитета) науки и высшего образования. Основными функциями и первоочередными задачами такого органа, по нашему мнению, должны быть:

— определение долгосрочной стратегии и республиканской политики инновационного развития и структурной модернизации экономики и других сфер жизнедеятельности дагестанского общества;

— координация инновационной деятельности функционирующих в Дагестане академических институтов, отраслевых НИИ, вузов, проектных и опытно-конструкторских организаций, предприятий и хозяйственных объединений;

— осуществление полной инвентаризации и учета имеющихся в республике инноваций (открытий, изобретений, новых высоких технологий, новых конкурентоспособных товаров и услуг, высокотехнологичных разработок и т.д.), составление их реестра, выделение из них актуальных для коммерциализации в экономике республики, определение отраслей и сфер деятельности, где они могут быть использованы, а также органов и должностных лиц, ответственных за внедрение в производство каждой инновации;

— определение текущих и прогнозных долгосрочных проблем и узких мест в каждой отрасли экономики и социальной сферы, для решения которых необходимо проводить научные исследования и НИОКР; организация решения этих проблем и расшивка узких мест с привлечением академических и отраслевых институтов, вузов, изобретателей, малых венчурных организаций, специалистов предприятий, организаций, министерств и ведомств на конкурсной и контрактной (договорной) основе.

Целесообразно переподчинить этому министерству автономную некоммерческую организацию «Научно-инновационный центр», определить сферу деятельности и широко развернуть ее работу по созданию и внедрению инновационных разработок, содействию в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Наряду с этим, в соответствии с майским Указом Президента РФ 2018 г. следует создать в РД научно-образовательный центр мирового уровня на основе интеграции институтов ДНЦ РАН, вузов и их кооперации с ведущими предприятиями и организациями реального сектора экономики.

Дальнейшее укрепление инновационного потенциала, развитие инновационной деятельности, использование современных достижений науки и высоких технологий позволит осуществить структурную диверсификацию, перевести экономику Республики Дагестан на инновационную модель развития и в долгосрочной стратегической перспективе обеспечить ее конкурентоспособность на региональных, отечественном и мировом рынках. Этому должна способствовать республиканская инновационная система, создание которой является объективной необходимостью. Решение этих задач является одной из основных целей и первоочередных приоритетов новой стратегии Республики Дагестан.

Статьи из «Экономика»

У строителей трудовой настрой

1
Общее собрание ассоциации СРО «Гильдия строителей СКФО» –...

Объёмы капитально растут

6
Непопулярная в народе реформа ЖКХ в большей степени из-за введения обязательства жильцам...

Исламский банкинг – основа развития экономики

13
Внедрение исламского банкинга, или иначе партнерского финансирования, способствует созданию дополнительной...

Малая часть большой работы

7
Общая стоимость прорывных проектов, реализуемых в стране, составит около 1,7 трлн рублей. Их...

Помощь гражданам и бизнесу

4
Россия столкнулась с колоссальным санкционным давлением. В такой ситуации требуются...

Рыба и аквакультура

14
За весь 2023 год в искусственных водоемах на территории республики было выращено 400 тонн...

Цены – на высоте

31
Цены на авиабилеты в Дагестан и в обратном направлении весьма огорчают пассажиров. И ничего...

Власть, близкая к народу

4
Новая Россия новые праздники. Один из них, безусловно, День местного самоуправления. Указ о его учреждении подписал Президент РФ в июне 2012 года. Призван он...