Купить PDF-версию
14:19 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
10:25 04.10.2017

Работа на результат

Плитку в ванной уложить с последующей установкой сантехники или ламинат постелить можно и не прибегая к услугам специалистов. А вот, скажем, самостоятельно дом спроектировать, да еще с соблюдением комплекса инженерно-геодезических работ, тут уже без специального образования не обойтись. Передача таких знаний студентам – часть повседневной работы профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного технического университета.

По результатам независимой оценки качества образовательной деятельности государственных вузов ДГТУ вошел в число лучших высших учебных заведений России. В чем секрет успеха? По словам ректора университета, председателя Совета ректоров вузов республики Тагира Исмаилова (на снимке), высокая оценка эффективности образовательной деятельности ДГТУ стала прежде всего результатом масштабной, системной и целенаправленной работы всего коллектива университета. ДГТУ и его филиалы в Кизляре, Дербенте и Каспийске успешно прошли мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2017 года.

– Есть и другие результаты, которыми мы очень довольны, – с гордостью отмечает Тагир Абдурашидович. – Так, показатель по научно-исследовательской деятельности превышает пороговые значения почти в пять раз. То есть колоссальный труд, вложенный в поддержку научно-технического творчества студентов, исследовательской и изобретательской деятельности коллектива, приносит свои плоды.

Мы создали условия для того, чтобы студентам, молодым учёным было интересно не просто учиться, но и заниматься наукой. В вузе функционируют специализированные лаборатории, реализуется работа по 52 научным направлениям. Выполняются НИР в рамках грантов Президента РФ и Главы РД, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, НИР по государственному заданию Министерства образования и науки РФ.

За последние 10 лет университет получил более 2000 патентов и положительных решений на изобретения, на полезные модели, 102 свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ, и это один из лучших показателей среди вузов и научных учреждений страны. Разработки ДГТУ экспонируются на крупнейших международных выставках изобретений в Корее, Франции, Малайзии, Германии, Тунисе, Хорватии, Китае и, разумеется, в России.

В вузе функционирует представительство Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и проходит республиканский этап Всероссийского инновационного конкурса «УМНИК». Университет выбран в качестве базового для проведения Открытых международных студенческих интернет-олимпиад, Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата. В числе других научных изданий вуза систематически издаётся «Вестник ДГТУ. Технические науки», включённый в перечень журналов, в которых Высшая аттестационная комиссия рекомендует опубликование научных статей.

– Кадровая работа по подбору и привлечению преподавателей. Насколько она эффективна?

– В числе наших педагогов – членкоры, известные профессора, доктора наук, доценты. Мы работаем над повышением квалификации всего профессорско-преподавательского состава, для этих целей организуются выездные стажировки и функционирует Центр повышения квалификации и переподготовки ДГТУ. Мы сумели не только сохранить контингент штатных единиц в вузе, но и пополняем состав за счёт совместителей и внештатных сотрудников. Большое внимание уделяется профессиональному росту молодых преподавателей.

– Если говорить о приеме 2017 года, вырос ли спрос на технические специальности?

– С учётом развивающейся экономики республики и её промышленных секторов спрос довольно высокий. Каждый, кто хоть раз побывал в Дагестане, видел, какими темпами в регионе идёт строительство, создаются новые предприятия. А для их функционирования как раз и требуются специалисты технических специальностей. Традиционно наибольшей популярностью у нашей молодёжи пользуются направления подготовки в сфере программирования, строительства, архитектуры, нефтегазового и таможенного дела, информационной безопасности, вычислительной техники, наноинженерии, земельного кадастра, экспертизы и управления недвижимостью и другие.

– А в процентном соотношении вуз привлекателен больше для парней или девушек?

– Конечно, на технические специальности и направления традиционно поступает больше ребят. Однако некоторые направления и специальности, такие как «технология общественного питания», «дизайн», «программирование», а также экономические направления, популярны среди девушек.

– Востребованы ли ваши выпускники после окончания вуза?

– По некоторым направлениям трудоустройство достигает 100%. К слову, абсолютное большинство программистов, архитекторов, строителей, инженеров-радиотехников, работающих в республике, – выпускники ДГТУ. Все эти преимущества позволяют университету достойно обучать молодых инженеров, от которых зависит технологическое будущее республики и страны.

Для современного вуза очень важна связь с реальными секторами и сферами народного хозяйства. В этих целях на предприятиях, в учреждениях и ведомствах региона создана 21 базовая кафед­ра университета. Студенты проходят практику в различных организациях на основании более 500 заключенных договоров. Мы уделяем большое внимание обеспечению активного взаимодействия кафедр и выпускников с работодателями. Одной из эффективных, зарекомендовавших себя форм сотрудничества с предприятиями и организациями являются ежегодные осенние и весенние ярмарки выпускников ДГТУ. По результатам этих мероприятий заключаются договоры и контракты, позволяющие не только выпускникам, но и студентам вуза задолго до окончания университета трудоустроиться по специальности.

– Вы традиционно делаете большой акцент на научно-исследовательской и изобретательской деятельности, о чем свидетельствуют разработки университета. А насколько эффективна сама система подготовки научных кадров? Предрасположена ли наша молодежь к исследовательской деятельности?

– В настоящее время в университете осуществляется подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по 24 направлениям; научных кадров в докторантуре – по 5 научным специальностям. Научное руководство аспирантов, прикрепленных лиц и консультирование докторантов осуществляется ведущими учеными вуза, возглавляющими научные школы. Проводится серьезная исследовательская работа, затрагивающая научные направления, функционируют 4 специализированных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. С целью содействия молодым ученым и студентам в повышении научного и профессионального уровня путем наиболее полного раскрытия их творческого потенциала в ДГТУ функционируют совет молодых ученых и студенческие научные общества.

– Сегодня много говорят о важности воспитательной работы. Как эта работа поставлена у вас?

– ДГТУ не только готовит квалифицированные кадры, без которых невозможно инновационное развитие Дагестана, но и воспитывает физически и нравственно здоровую молодёжь. В сферу воспитательной деятельности входит огромное число направлений. Это воспитание патриотизма, гражданской ответственности, здорового образа жизни. В университете работают общественные проекты по благоустройству городов республики, где находятся учебно-научные подразделения вуза. В рамках смотров художественной самодеятельности вуза, Фестиваля самобытности народов России, Студенческого молодёжного театра, конкурсов живописи и многих других мероприятий происходит творческое развитие одарённых студентов. Работают спортивный клуб «Политех», строительный отряд «Политех», волонтёрское движение «Твори добро», экологическое движение «Здоровое поколение», туристический отряд «Наследники ДГТУ», спасательный отряд «Богос», интеллектуальный клуб «Технари».

ДГТУ является призёром Всероссийского конкурса на лучшее студенческое общежитие и победителем Республиканского конкурса общежитий. В университете проводятся чемпионаты на Кубок ректора ДГТУ по мини-футболу, баскетболу, волейболу, киберспорту, скалолазанию. Благодаря такому вниманию к развитию спорта ФК «Политех» прошёл в высший дивизион Национальной студенческой футбольной лиги.

В вузе созданы профессиональные творческие коллективы, в их числе команда КВН, ансамбль танца «Вершины Кавказа», представляющий Дагестан на всероссийской студвесне, на всероссийских и международных Дельфийских играх. Войдя в сборную Российской Федерации, ДГТУ стал обладателем Гран-при Международного фестиваля «Студенческая весна» стран СНГ на Кавказе. Хореографический ансамбль вуза – участник XI Российско-китайского студенческого фестиваля, который проходил в Пекине, Тяньцзине и Чанчуне, победитель Международного студенческого фестиваля «Кавказ – наш общий дом», Международного фестиваля-конкурса «Легенды Средиземноморья» и др.

ДГТУ располагает четырьмя футбольными полями, современными тренажёрными залами для занятий тяжёлой атлетикой, борьбой, боксом, гиревым спортом и фитнесом, залом для настольного тенниса, летней спортивной площадкой для занятий баскетболом и волейболом, собственным плавательным бассейном и спортивно-оздоровительным лагерем «Политехник» на побережье Каспийского моря.

– В этом году в техническом университете был создан центр для одаренных детей «Сириус-Альтаир». Новый «очаг знаний» призван раскрыть таланты будущих ученых, деятелей культуры и искусства, спортсменов.

– Идея по созданию Центра возникла в ходе визита в ДГТУ руководства республики, члена Совета Федерации ФС РФ Сулеймана Керимова и руководителя Фонда «Талант и успех» Елены Шмелевой в январе этого года. Проект был реализован в невероятно короткие сроки – за два месяца: официальное открытие и первая математическая смена прошли уже в марте.

За это время была полностью обустроена не только инфраструктурная база Центра, но и подготовлена вся учебно-методическая платформа, подобран квалифицированный кадрово-педагогический состав, утвержден план занятий и мероприятий досуга, а также решена масса других организационных вопросов. Огромная работа по созданию центра «Сириус-Альтаир» была проведена заместителем Председателя Правительства республики Екатериной Толстиковой и коллективами Министерства образования и науки РД и Дагестанского государственного технического университета.

Конечно, открытие таких центров вносит значительный вклад в развитие образования и подготовку кадрового резерва республики, ведь теперь дагестанские школьники могут полноценно заниматься творчеством, реализовать себя независимо от того, где они живут, какой достаток у их родителей. У самих ребят равные возможности для успешного жизненного старта.

– На базе ДГТУ планируется также создание детского технопарка «Кванториум». На каком этапе эта работа?

– На данный момент Министерством образования и науки РД осуществляется реконструкция зданий и поставка необходимого оборудования. Открытие запланировано на октябрь этого года. ДГТУ со своей стороны оказывает организационно-методическую помощь в создании технопарка. Проект будет включать в себя несколько квантумов, или площадок: «IT-квантум», «Робоквантум», «Аэроквантум», «VR/AR-квантум», «Промдизайнквантум», «Hi-Tech цех». Школьников научат решать инженерные задачи по проектированию, сборке и коммерческому применению беспилотных летательных аппаратов, соединять инженерное и художественное мышление, создавать творческие проекты в сфере 3D-моделирования, мобильные приложения, проекты роботов начального уровня. Здесь же команды будут готовить к всероссийским конкурсам по программированию.

– Тагир Абдурашидович, на протяжении многих лет Вы возглавляете Совет ректоров вузов республики. Напоследок расскажите об этой стороне своей деятельности.

– Совет, в состав которого входят руководители высших учебных заведений, функционирующих на территории Дагестана, представители законодательной и исполнительной власти, проводит значительную работу по обеспечению качества высшего образования в регионе. К примеру, по инициативе Главы республики Советом ректоров совместно с прокуратурой и с привлечением сотрудников Министерства образования и науки, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного управления МЧС России по РД в составе комплексных комиссий была осуществлена работа по упорядочению деятельности филиалов вузов и негосударственных учреждений высшего образования, функционирующих на территории региона. Благодаря этому ландшафт системы высшей школы в республике стал более оптимальным и устойчивым, из образовательного пространства ушла часть тех негосударственных вузов и филиалов, которые не способны дать образование на должном уровне. Эта работа продолжается.

Похожие

Пандемия стала уроком

31
Возглавляющий чуть более года Дагмедуниверситет Висампаша Ханалиев, как выяснилось, в...

Зайдин Джамбулатов: «Нам многое по силам»

74
Запланировав встречу с Зайдином Джамбулатовым,...

Выпускники ДГУ востребованы

18
Одним из важнейших критериев эффективности работы учебного заведения является показатель...

С юбилеем, альма-матер!

50
Дагестанскому государственному медицинскому университету исполняется 90 лет. Это возраст...

ДГТУ: вчера, сегодня, завтра

160
Дагестанский государственный технический университет в этом году празднует свой...

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

13
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...