X
09:41 23.10.2018

Электронные платежи. ЖКХ не поспевает

Cлушания по вопросам внедрения Государственной информационной системы ЖКХ (ГИС) Общественная палата Дагестана проводит не впервые. Наша газета о ситуации с реализацией Федерального закона №209-ФЗ также вспоминала не раз. Выступала с критикой. Мало-помалу, но картина в ЖКХ под воздействием требований этого закона все же меняется к лучшему.

Однако утверждать, что успех в этом вопросе в Дагестане близок, было бы неправдой. Коммунальная тематика сегодня – одна из острых и топовых для СМИ, и наибольшее количество жалоб от населения в различные органы власти все еще направлено в адрес структур и предприятий ЖКХ. Немало писем по подобным проблемам поступает от граждан и в нашу редакцию. Понятно, что суть проблем прежде всего в крайнем износе инженерных сетей и объектов инфраструктуры ЖКХ. Однако не стоит умалять программные меры правительства, которое с внедрением ГИС ЖКХ рассчитывает на снижение этой статистики.

Модератор встречи, заместитель председателя Общественной палаты РД Сапарбейг Абдуллаев, определяя канву обсуждений, собственно об этом и говорил. Система объединяет всех участников рынка в сфере ЖКХ, включая органы власти, местные администрации, ресурсоснабжающие и управляющие организации, а также непосредственно жильцов, и, чтобы сделать ее функциональной и дееспособной, усилия должны приложить все ее участники. Со слов Сапарбейга Абдуллаева, процесс этот пробуксовывает. Система не работает должным образом, потому что многие ее просто игнорируют.

Напомним, что ГИС ЖКХ – это единая федеральная централизованная система, в которой хранится вся информация, касающаяся сферы жилищно-коммунального хозяйства. Потребители коммунальных услуг – граждане – благодаря ГИС ЖКХ должны иметь возможность получать актуальную информацию о стоимости услуг, тарифах, наличии задолженностей. Главное, что посредством системы потребители должны иметь возможность вносить плату за жилищно-коммунальные услуги, но по причине отсутствия лицевых счетов сделать это сегодня во многих случаях не представляется возможным.

Детальную информацию по ситуации с ГИС ЖКХ обрисовал в своем докладе руководитель Государственно-жилищной инспекции РД Али Джабраилов, объяснив главные проблемные моменты внедрения данной системы в Дагестане. По его словам, на сегодняшний день в ГИС ЖКХ зарегистрированы 478 тыс. 578 домов. В системе зарегистрированы все стопроцентно, а это 289 организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. Также в ГИС ЖКХ сегодня присутствуют все 54 ресурсоснабжающие организации.

Однако Али Джабраилов далеко не удовлетворен степенью активности дагестанских предприятий ЖКХ: – Несмотря на то, что в республике нам удалось добиться неплохих результатов по регистрации в ГИС ЖКХ, – говорит он (а некоторые организации пришлось для этого привлечь к административной ответственности), – имеются и проблемные точки. Сложности возникли в части создания базы лицевых счетов, платежных документов, индивидуальных и общедомовых приборов учета энергоресурсов.

В Дагестане основными поставщиками являются ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» и ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала», которые наряду с другими ресурсоснабжающими организациями до сих пор не разместили информацию в полном объеме по лицевым счетам абонентов, приборам учета ресурсов, а также не выставляют ежемесячно платежные документы.

Что это значит на практике, догадаться нетрудно. Потребители, которым сегодня разъясняют, рекомендуют пользоваться электронной площадкой, может, и не против нововведений, способных сделать процесс оплаты потребленных энергоресурсов и услуг ЖКХ прозрачнее, но оплатить по своим счетам не могут. Ясно, что данным ресурсоснабжающим организациям наравне с другими поставщиками ресурсов необходимо срочно исправить сложившуюся ситуацию. Однако проходят месяцы, а ситуация существенно к лучшему не меняется. Не помогают делу, со слов Али Джабраилова, штрафы и предписания инспекции. Они невелики и не способны повлиять на расторопность газовиков и энергетиков.

На сегодняшний день, по информации руководителя жилищной инспекции, в системе ГИС ЖКХ размещены 1027305 из 1391592 лицевых счетов, что составляет всего 73,82%. Значительно хуже обстоит дело с размещением платежных документов. В настоящее время их размещено только 77758, что составляет всего 7,57% от общего числа.

Столь слабые показатели привели к тому, что Дагестан занимает невысокое место в рейтинге субъектов страны. А главное, это подрывает доверие людей к ГИС ЖКХ, ведь, не найдя своего адреса или лицевого счета в системе и соответственно не сумев внести оплату за ЖКУ, граждане уже не хотят повторно заходить на портал и не возвращаются к ­системе.

О другой проблемной стороне использования ГИС ЖКХ рассказала на слушаниях представитель ОАО «Махачкалатеплосервис». Дело в том, что в столице много новых домов, в том числе заселенных, но не введенных в строй, квартиры в которых не зарегистрированы ни в одной из баз данных администрации города. Путаница и неразбериха существует также с названиями улиц и номерами старых домов. Помимо того, специалисты ОАО «Махачкалатеплосервис» утверждают, что сайт системы работает со сбоями и сбрасывает уже вбитые в них лицевые счета абонентов.

О том, как решать подобные технические проблемы, дал свои разъяснения первый заместитель министра Министерства информатизации, связи и массовых коммуникаций РД Бадруттин Магомедов.

Для обеспечения полного и надлежащего функционирования ГИС ЖКХ в республике Али Джабраилов считает необходимым больше вовлекать в процесс органы местного самоуправления, которым рекомендует привести в соответствие информацию, размещаемую в системе, по многоквартирным домам, домам блокированной застройки и индивидуальным жилым строениям.

Оставляет желать лучшего также взаимодействие органов местного самоуправления с ресурсоснабжающими и управляющими организациями. За обеспечение соответствия информации, размещаемой в системе, по привязке лицевых счетов, приборов учета энергетических ресурсов и платежных документов к конкретным жилым объектам у этих структур ответственность общая. Пока же они ее перекладывают друг на друга, а мы, потребители услуг ЖКХ, оплатить их в электронном виде все еще не можем.

Похожие

Открытости в работе ЖКХ прибавилось

124
Сфера коммунальных услуг в России всегда была под...

Долг и предупреждение

138
Поставщик – потребитель. Знак препинания, стоящий между двумя этими участниками процесса...

Долг долгу рознь

156
«Газпром» 22 мая подвел итоги по задолженности за газ в стране по состоянию на 1 января 2019...

Нулевые платежные документы и миллиардные долги

108
Проблема с неплатежами за потребленные...

Поставили на счетчик

47
Как можно исправно платить за коммунальные услуги и при этом оказаться в злостных должниках...

Отопительный сезон будет «жарким»

40
Проблемы ЖКХ, связанные с задолженностью, надо решать...

Долги – «воздушные», платежи – реальные

139
Организации, занимающиеся сбором коммунальных...

Новое слово в ЖКХ

3
Вы заплатили по счетчику за электричество и воду, а в организации говорят, что за вами все равно висит долг. Остается собрать квитанции и бегать по всему городу,...

Статьи из «ЖКХ»

После ремонта – комфорт

9
Мы много говорим о ремонте социальных объектов – школ, детских садов, поликлиник, учреждений...

Аморальная жара, или Само не рассосётся

52
Мы полны парадоксальностей. Давайте рассудим....

Тарифы «обжигают»

23
С 1 июля 2024 года в Дагестане выросли тарифы на услуги ЖКХ, заявил в рамках пресс-конференции...

Энергосбережение: тренд или лозунг?

91
Электрогенерация в настоящее время обеспечивает...

«Больше слов, меньше дела»

16
«Важнейшей задачей, стоящей перед администрацией города и ресурсоснабжающими...

Несветлая сторона энергетики

53
«Призываем жителей Дагестана с пониманием отнестись к сложившейся ситуации, ведь работы...

Тарифы обоснованы, как и жалобы

29
Коммунальная тема крайне болезненна для дагестанцев и...

Зима прошла, проблемы остались

61
На дворе в разгаре весна. Холода, в проекции минувшего...