На повестке – биологизация земледелия
Одно из главных требований закона «Об органическом сельском хозяйстве» – полный запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, гормонов роста и прочих стимуляторов.
– Как реалисты мы понимаем, что отказаться от удобрений или химических средств защиты сегодня не сможем, – убежден Шарип Исмаилович. – К этому нужно идти целенаправленно. Прежде всего необходимо внедрять агротехнологии, распространять современные приемы экологически дружелюбного хозяйствования. И причем, как показывает практика, в лучшем случае до 10% от общего числа сельхозпроизводителей могут в перспективе получить право называться производителем органической продукции.
Но этим выгодно и нужно заниматься, поскольку потребитель сегодня готов платить больше за чистое от химии продовольствие, поэтому в сетевых магазинах можно найти отдельные полки с органической продукцией, цены на которую порой вдвое выше, чем на традиционные продукты.
– Верно ли будет сказать, что Дагестан реально приближен к порогу органического земледелия с учетом резкого сокращения применения химикатов?
– В принципе так и есть: у республики имеется огромный потенциал для внедрения подобных практик. Ведь в основе органического земледелия лежат чистая почва, чистый воздух и чистая вода – добра, которого у нас в избытке, в особенности в горной части, поскольку значительные площади остаются вне обработки, значит, и применения химикатов.
Пусть сегодня органическое земледелие – дело долгосрочной перспективы, но острейшей заботой сегодняшнего дня является выращивание экологически чистой и качественной пищевой продукции.
– А каковы объемы применения ядохимикатов в земледелии?
– Они выражаются в пестицидной нагрузке, измеряемой в килограммах на гектар. Такую информацию собирают Россельхозцентр и его подразделения на местах. Так, в 2018 году в Дагестане этот показатель составил 0,9 кг/га при 1,31 кг/га по стране, самый высокий – в Астраханской области – 3 кг/га, а самый низкий в Калмыкии – 0,21 кг/га. Для сведения: в тех же Нидерландах, являющихся одним из крупных мировых агропроизводителей, пестицидная нагрузка составляет 19 кг/га!
При этом надо учитывать уникальность нашего земледелия, когда 52% посевных площадей сосредоточено в ЛПХ населения, (тут мы первые в стране), тогда как в России всего лишь 3%. Вот и представьте, что тысячи и тысячи граждан, занимающихся овощеводством, садоводством, да и животноводством самостоятельно, определяют, как защищать свой урожай, продукцию, а точно определить, кто и сколько использовал, невозможно.
Альтернатива химическим методам защиты растений – расширение объемов применения биологических средств. Есть определенные подвижки в этой области: в 2018 году в Дагестане 8,2% от общего объема пестицидов пришлось на биологические препараты, тогда как по стране их доля составила 2,5%.
Интересный опыт в биологизации земледелия накоплен в Белгородской области, где реализуется специальная программа, есть успехи и в ряде других регионов, что заслуживает изучения для адаптации к нашим условиям.
– Шарип Исмаилович, какие отрасли выступают основным потребителем пестицидов?
– Тут нужно сказать, что в связи с интенсивным развитием тепличного овощеводства этот сектор сегодня выступает главным потребителем ядохимикатов. Не менее активными являются овощеводство открытого грунта, садоводство, в особенности интенсивное, когда за сезон поля приходится минимум 10-15 раз обрабатывать от болезней и вредителей.
Специалисты знают, что применение средств защиты растений и удобрений – это нормальная земледельческая практика с учетом складывающегося неблагоприятного фитосанитарного состояния. Вопрос только в том, чтобы это происходило в строгом соответствии с установленными требованиями.
Нередко бывает, что человек, который прежде не сталкивался с агрономией, возводит теплицу во дворе и в целях экономии на привлечении профессионального агронома нахватается у знакомых поверхностных знаний и сам решает заниматься обработками. Порой сопровождается эта самодеятельность грубейшими нарушениями. Лично приходилось сталкиваться при посещении мелких теплиц с подобными фактами, в том числе с небрежным обращением, хранением, внесением средств защиты. Обязательным требованием при применении пестицидов является ведение специального журнала учета обработок растений, но редко кто его соблюдает.
– Разве в стране нет соответствующей структуры и системы контроля за применением ядохимикатов?
– К сожалению, с 2011 года за этот исключительно важный вопрос никто не отвечает, когда такие полномочия были изъяты у Россельхознадзора и попросту не переданы никому.
В результате получается, что реализация, хранение, применение и утилизация пестицидов, число которых доходит до тысячи наименований, происходит по усмотрению любого желающего, и за ними нет контроля. Поэтому можно рядом с продовольственным магазином увидеть и точку по продаже токсичных ядов.
Последствия от отсутствия всякого контроля за применением ядохимикатов не заставили долго ждать – в этом году в более чем 30 регионах страны произошел мор пчел, что в свою очередь сказалось на урожайности полей, поскольку некому опылять растения.
В этой связи в оперативном порядке готовятся изменения о возвращении Россельхознадзору контрольных функций в этой сфере. Порядок надо наводить безотлагательно.
– Кстати, у нас были факты гибели пчел?
– К счастью, нас обошло стороной, в том числе в силу того, что в промышленном масштабе мы не занимаемся возделыванием медоносных культур, требующих интенсивных химобработок, к тому же большинство пчелосемей сосредоточено в горной части, там, где альпийское разнотравье способствует добротному медосбору высокого качества. А вообще Дагестан входит в десятку регионов – основных производителей меда в стране, в 2018 году было получено 1225 тонн меда.
Хочу отметить, что в последние годы во многих регионах существенно расширены посевы рапса – важного медоноса, посевы которого многократно обрабатываются без оповещения о предстоящих работах, чтобы пчеловоды могли закрыть на время летки в пчелосемьях, что также сказалось на гибели пчел.
– Вопрос действительно животрепещущий, соответственно, требуется организация необходимой работы. На ваш взгляд, с чего нужно начинать в этом деле?
– С учетом актуальности проблемы требуется вынести на аграрную повестку сам вопрос и заниматься этим системно на всех уровнях, ибо потребление продуктов с содержанием агрохимикатов, остатков ядов ведет к возникновению аллергических, онкологических заболеваний у людей.
Начинать нужно с элементарного агропросветительства, обучая наших агропроизводителей экологически безопасным приемам агротехнологий. Да и население нужно просвещать в этой тематике.
Нередки случаи, кода в погоне за хорошим урожаем люди бесконтрольно применяют пестициды, агрохимикаты, порой запрещенные и с превышением установленных доз, затем они накапливаются в почве и в самой продукции.
Тут, конечно, многое зависит от понимания человеком своей ответственности, когда нравственные ограничители должны подсказывать о недопустимости получения доходов путем реализации «отравленной» продукции.
– А кто будет этим заниматься? Как обстоит дело с кадровым обеспечением?
– Проблема обостряется отсутствием во многих хозяйствах агрономов и нашей специфической агроструктурой, в которой доминируют личные подсобные и фермерские хозяйства, нуждающиеся в большей степени в ориентирах в своей агрономической деятельности.
Более того, набирающие обороты тепличное овощеводство и садоводство интенсивного типа требуют организации подготовки соответствующих специалистов по защите растений. Сегодня в республике всего несколько квалифицированных профессионалов, которые физически не успевают реагировать на обращения овощеводов и садоводов, производящих продукцию на огромных просторах.
Не дожидаясь, пока такие специалисты будут подготовлены, требуется обеспечить регулярное проведение семинаров с фермерами, главами ЛПХ, руководителями хозяйств, обучая их навыкам обращения и применения пестицидов и агрохимикатов, выпуская информационные листки-рекомендации по их применению, тиражировать лучшие практики через СМИ.
Это в интересах каждого из нас: в конечном итоге мы же и потребляем производимую продукцию. Куда ведь лучше, если она будет не только вкусной, но и полезной.