Бык «перебросил» земной шар и…
Народные гуляния, песни, пляски, сценические постановки, ритуальные угощения... В селах Дагестана встречают весну. Отмечают Праздник первой борозды и Навруз-байрам.
Праздник первой борозды
В селе Анди в день обряда посева «Оц бай» (запряжка быков) провели маджлис. А вместо привычных быков для пахоты запрягли лошадь. Первую борозду провёл руководитель района. В сельском центре культуры показали театральное представление о жизни имама Шамиля и учили детей изготовлению андийской бурки. Праздник приурочили к 100-летию со дня рождения народного поэта Дагестана Расула Гамзатова.
Этот праздник был важен для многих дагестанских народов. До выхода плуга в поле никто не имел права начинать весеннюю пахоту: считалось, что урожай зависит от того, насколько удачлив пахарь.
В этот же день отмечали дни рождения всех мальчиков, родившихся в селении за год. Родители готовили угощения для всего села. Обычно приносили курдюк, бузу, пироги и фрукты. Объявлялось и о совершеннолетии парня. Сверстники должны были выстроиться в шеренгу на проведенной борозде и устроить бег до ее конца.
С середины марта до конца апреля время весенне-полевых работ. В зависимости от высоты расположения аула и погодных условий праздник в селах отмечали в разное время. Сопровождался он жертвоприношениями, угощениями, спортивными состязаниями, исполнением песен и танцев.
И, по сложившийся годами традиции, особо к этому дню готовился уважаемый всеми аксакал. На него и возлагались все обязанности пахаря. Он красил соху белой глиной, смазывал рога быков жиром, надевал шубу шерстью наружу и папаху для того, чтобы земля заметила старания и одарила обильными всходами. Перед началом пахоты аксакал произносил молитву, просил хорошего урожая. Взрослые и дети забрасывали его снежками, комьями глины, измельченной соломой или сеном, обливали водой и приговаривали: «Да пойдут дожди вот так! Да будет богатый урожай!».
После того как пахарь проводил несколько борозд, народ устраивал веселье с угощениями. Организовывали скачки и спортивные состязания. Победители в скачках и бегах получали символическое знамя из платка и ритуальный круглый хлеб. В лакских селах зажигали костры на вершинах гор и на широких открытых местах. Специально к празднику весны готовили ритуальную еду для благополучия в доме и хорошего урожая, пекли особый ритуальный хлеб-барта в форме домашних животных и солнечного круга.
Навруз-байрам
Навруз-байрам – символ обновления природы и очищения души. Рассказывают, что праздновали его еще в языческую доисламскую эпоху. По древним поверьям, в день весеннего равноденствия идет борьба между добром и злом. И каждое действо на празднике не случайно. До сих пор мы можем видеть обряды, которые проводились тысячелетия назад нашими прапрапрадедами.
Костер надо разжечь так, чтобы он обязательно был виден из соседних аулов и чтобы дым от него разнесся по всему Дагестану. Пусть горит ясно и не гаснет. Пусть все видят и знают: пришла весна – пора обновления и очищения.
У лакцев за неделю да праздника неженатые юноши и подростки лепили шарики (тIурщи) из глины, в которые с двух сторон втыкали стебельки бурьяна. Во время празднования подсохшие концы поджигали и с помощью пращи, изготовленной из шерстяных ниток, бросали в воздух. Летящие огненные шары падали на землю и с треском лопались. С нетерпением ждали этот праздник маленькие дети, которые рано утром получали от родителей хлеб, украшенный орехами, финиками, изюмом.
Еще в начале прошлого столетия Навруз-байрам у кумыков был одним из самых любимых народных праздников. Готовились к нему задолго. Начиналась подготовка с уборки дома, всё негодное выносили и обязательно сжигали. Этот обычай назывался «сжигание зимы» (къыш гюйдюрюв). Вечером по домам ходили ряженые молодые люди – «доммай». И ни один праздничный стол не обходился без повидла – «семене», приготовленного из проросших зёрен пшеницы (солода), обязательные напитки «боза», «жаба», «муселлес» и много-много крашеных яиц – за ними приходили дети.
У рутульцев было принято одаривать детей баранками (кулук) из сдобного теста. Практически у всех народов дети развлекались битьём или катанием вареных, окрашенных в желтый или красный цвет яиц, которые они собирали, обходя с поздравлениями родственников и соседей.
– Табасаранские и лакские мальчики в первую ночь Навруза бросали мешок в какой-нибудь дом, хозяин заполнял его угощениями до возвращения подростков, – рассказывает ученый-этнограф Майсарат Мусаева. – Ногайские мальчишки, прихватив зеленые ветки облепихи и подснежники, распевая песни с добрыми пожеланиями, обходили каждый дом в ауле. Идущий впереди нёс палку. Детям давали сладости и привязывали к палке платок. Считалось, чем щедрее хозяева, тем обильнее будет урожай в предстоящем году. Обойдя всех жителей, процессия направлялась к месту массовых гуляний. Все обряды сопровождались молитвами. Важно было освятить коллективную трапезу. После начинались развлечения: песни, танцы, игры.
У дагестанских азербайджанцев Навруз символизирует начало новой жизни. И потому один из главных атрибутов праздника – семя сэмэни – знак плодородия. Если сэмэни хорошо проросло, то урожай можно ожидать богатый. Согласно обычаю, каждая семья накрывает стол семью блюдами, название которых начинается с буквы «с»: сумах – приправа, сюд – молоко, сирке – уксус, сэмэни – проросшая пшеница, сабзи – зелень… Кроме блюд, на стол ставятся предметы-символы: свеча (свет, огонь, оберегающий человека от злых духов), зеркало (знак установления времени наступления Нового года – Навруз-байрама). По древней традиции, чтобы установить окончание старого года и наступление первого дня нового, крашеное яйцо – символ возрождения жизни – ставят на зеркало. Сидим и ждем, пока «качнется символ жизни», и как только это произошло, значит, бык «перебросил» земной шар на другой рог и пришел Новый год. Начинаются поздравления и веселье.
Праздник не считается состоявшимся, если в нём не будет огня. Только в пламени костра сгорают все болезни и беды. А тот, кто перепрыгнет через него, очистится от сглаза и плохих помыслов, оставит всё плохое в уходящем году.
В Рутульском районе в эти дни отмечают «Эр». Всё начинается с поздравления детей всех сельчан. Они заходят в каждый дом и получают вкусности. А вечером зажигают костер, веселятся, танцуют, поют, прыгают через костер. На следующее утро ходят в мечеть, совершают намаз, читают дуа. В этот день полагается раздавать милостыню.
У агульцев кульминацией весеннего обрядового праздника «Хидин уш» тоже является ритуальный костер. Стреляют из ружей, бьют в барабаны, создавая шум, тем самым отпугивая холод и болезни, и семь раз перепрыгивают через огонь.