Хрусталь счастья, осколки вины…
Комиссией по Государственным премиям при Главе РД в области науки, техники, литературы, публицистики, искусства и архитектуры внесён на обсуждение список претендентов на соискание Премии имени Расула Гамзатова за 2023 год. В этом списке названа и книга стихов народного поэта Дагестана, заслуженного работника культуры РД Сабигат Усмановны Магомедовой «На стыке веков».
Книга С. Магомедовой – это сборник лирических переживаний поэтессы, выраженных в стихотворной форме. Её условно можно разделить на две части. В первой – стихи-посвящения, героями которых стали и знаменитые современники автора, и известные земляки прошлых лет, и даже камни родины. Вторая часть – это широкий спектр чувств, излитых читателю в форме четверостишия, восьмистишия и цикла тематических миниатюр.
Не хочу стихи писать –
Плохо мне на этом свете.
Буду ниткой зашивать
Раны рваные планете.
Это четверостишие, взятое эпиграфом к сборнику, сразу настраивает читателя на выбор душевной тональности. Тот, кто ищет лишь услады в поэзии, возможно, сразу закроет книгу. Тот же, кого заинтересуют «раны рваные планеты», будет читать и, уверена, получит ответы на многие вопросы.
Первая рана поэтессы – Расул Гамзатов. Именно ему посвящен триптих, открывающий мир чувств автора. В нем и гордость за то, что у маленького Дагестана был великий поэт, который «мост из Цада… перекинул до Москвы», и ноющая боль утраты.
«Ты жил всегда лишь думами о крае, где в сакле появился ты на свет», – говорит автор поэту, который «так хотел закончить свою книгу». Создавая его образ, поэтесса использует глаголы с отрицательной частицей «не», чтоб емко выразить стойкость и уверенность в своих убеждениях: «не гнула (жизнь)», «не боялся (молвы)», и, наконец, – чтоб подчеркнуть неиссякаемость поэзии – «не станем (ставить точку в стихах)». Стихи Расула, что «страстно воспел орлиный край», «знает целый свет». В них читатели находили печаль и радость, потому они «с упоением читали» то, «что ты из сердца добывал». Здесь важно обратить внимание на слово «добывал»: стихи не даются так легко, они не лежат в готовом виде – их надо именно добывать, чтобы народу полюбились.
Вторая часть триптиха – это печаль. Всю жизнь он воспевал женщину, она же «в последний миг в палату не вошла». Момент прощания поэта с жизнью и народа с поэтом изобилует прилагательными и глаголами с частицей «не». Градация чувств возрастает с каждым стихом: не шептала (дуа), не вошла, не спасла; нелегкий (путь), неиссякаем (ручей). В этой части триптиха автор ассоциирует Расула с гордым, но усталым конем:
И он покинул жизнь, как конь усталый,
Что реку вброд желая перейти,
Вдруг понял, что сил больше не осталось
Для этого нелегкого пути…
Третья часть триптиха – размышления поэтессы о том, как жить после Расула. Не верится, что он не просит дать ему «пандур старинный», что он «до срока, как чираг», угас вдали.
Зачем ты, красоте не изменявший,
Упал на землю, как осенний лист?
– пишет автор.
Завершается произведение на оптимистичной ноте:
И, неподвластные годам и моде,
Твои стихи ворвутся в новый быт…
Поэт, что жил лишь думой о народе,
Вовеки им не будет позабыт.
Другой герой, о котором веками горцы слагают песни, – это имам Шамиль. Ему посвящено одноименное стихотворение Сабигат Магомедовой. Автор уверена, что «слепящий блеск сабли имама не исчезнет в тумане веков». Причина тому – «и народ свой, и горы родные он, как мог, от беды сберегал». Для создания образа легендарного имама автор использует точные эпитеты («храбрый воин», «нерушимый дух», «смертный бой», «жаркая схватка», «орлиный взор» и т. д.). Смелость, отвагу и мудрость она изображает методом сравнения: честь, как знамя; вера крепче камня; нерушимый (дух), как скала.
Славный образ в горах Дагестана,
Как дыхание жизни, живет –
О тебе и сейчас неустанно
Свои песни слагает народ.
Обращается поэтесса к образу и другого, не менее известного в горах поэта – Махмуда из Кахабросо. Расул Гамзатов о нем сказал:
Я знаю наизусть всего Махмуда,
Но вот не понимаю одного:
Откуда о любви моей, откуда
Узнал он до рожденья моего?
С. Магомедова (вот он – стык веков!) сравнивает период жизни Махмуда с современной ей реальностью. Она ищет в окружающих ее людях черты, похожие на Махмуда, и с сожалением отмечает, что ей хотелось бы стать на место его возлюбленной Муи. «Я не завистлива, но мечтаю стать Муи», – говорит она. И, будто сама переживая трагедию поэта, отмечает:
В крепости любви узником ломаюсь.
А твое дыхание из глубины…
Как я Муи теперь понимаю –
Хрусталь ее счастья, осколки вины.
Долог мой день у ее могилы,
Душа улетала, а сердце зашлось.
Мы были, наверное, многокрылы,
Если встретиться нам пришлось.
Хрусталь счастья, осколки вины… Как же точны эти метафоры в передаче судьбы двух влюбленных, которым никогда не суждено быть вместе. Хрусталь счастья – потому что оно так хрупко; его так легко разбить на мелкие осколки. И осколки вины – потому что возлюбленная, которая, казалось бы, уже с тобой и – навсегда, оказалась предательницей, вынужденной предательницей. Эти строки не дано понять тем, кто не знаком с судьбой Махмуда.
Поэт – дитя своего времени. В своих произведениях он отражает реальность через призму собственного миропонимания. И Сабигат не исключение – в ее творчестве большое место занимает отражение нашей действительности. Например в стихотворении «Зов брошенных детей» ясно ощущается боль и тревога за судьбу детей, которые появились – как бы жутко это ни звучало – в результате ошибки неразумной мамаши. Иначе как они могли оказаться в «казенном» доме?! Разве можно остаться равнодушным, прочитав эти строки:
Нет ни сестер у нас,
ни старших братьев,
Нигде не ждет, не ищет нас родня,
Чтоб заключить в горячие объятья
И отогреть у жаркого огня.
И страшно, что на этом белом свете
Есть наши мамы где-то далеко…
Жаркий огонь – это огонь любви самых близких людей. И брошенные дети навсегда лишены тепла этого огня. Страшно даже на миг представить себя без родных… А каково этим сиротам, жизнь которых лишена красок, проходит монотонно, и каждую секунду их тревожит одна мысль:
Ах, почему не эта, а другая
Нас родила, чтоб бросить навсегда?
И будто ножом по сердцу полоснуло, когда прочитала:
В казенном доме кто-то пожалеет,
А кто-то с безразличием пройдет…
В памяти всплывают картины о детях пансионата «Забота», что находится в нашем городе. Конечно же, каждый воспитанник этого «казенного» дома мог бы быть окружен лаской и вниманием, если бы родная мать не отказалась
от него.
Лирика – основное направление сборника «На стыке веков». Это любовь к родной земле («Аул Инхоквари»), это страх за участь в мире ином («Я проснусь, когда имя мое напишут…»), это боль от равнодушия людей («Я падаю. Рядом нет никого»), это горечь одиночества («Любимая в тени») и слезы разлуки («Сестры-слезы на стекле оконном…»). Вся палитра чувств, выраженная порой обыкновенными словами, порой замысловатыми фразами, яркой россыпью на чистом звездном небе обнажает душу поэтессы Сабигат Магомедовой. Возможно, не каждый поймет важность и ценность этих строк. Но ясно одно: равнодушным никого не оставит, побудит совершать добрые дела, научит правильно поступать в жизни и, безусловно, украсит скучные будни обилием чувств и радостью прикосновения к прекрасному.
В заключение хочу поддержать решение администрации Цумадинского района выдвинуть книгу Сабигат Магомедовой «На стыке веков» на соискание Премии имени Расула Гамзатова. Считаю, что она ее заслуживает.