Купить PDF-версию
17:47 | 27 февраля, Вт
Махачкала
X
09:38 13.02.2024

Магомед Юнусилау: новый взгляд на художника

«Какая удивительная, красивая фамилия – Юнусилау», – думала я в школе о своей однокласснице Саиде. «Какие удивительные картины», – приходит мысль на выставке ее дедушки Магомеда Юнусилау.

В школе все друзья Саиды знали, что она из семьи известного живописца. Но вот над чем тот работал, какими идеями жил, что любил – мало, кто был посвящен в мир художника. И нет ничего странного в том, что с творчеством одного из основоположников дагестанского изобразительного искусства массовый зритель почти не знаком. Последняя его выставка состоялась в 1977-м, через два года после смерти. Далее были эпизодические показы в составе групповых экспозиций.

И вот наконец через несколько десятков лет в культурно-выставочном центре Национального музея РД им. А. Тахо-Годи открылась ретроспективная персональная выставка «Магомед Юнусилау. Певец родного края». Экспозиция включает в себя работы из собрания Нацмузея и Дагестанского музея изобразительных искусств. Пожалуй, мы говорим о первой полной версии всего творческого пути нашего знаменитого земляка.

В первом зале наиболее популярные произведения, которые ассоциируются с именем Юнусилау: работы «Махмуд в сакле», «Ирчи Казак по дороге в Сибирь» и другие. Они стали визитной карточкой художника. Большинство картин этой части экспозиции созданы по следам художественно-этнографической экспедиции 1932 года «Культсанштурм». Важно то, что сегодня они представляют собой не только художественную ценность. Многие из них стали источником для изучения истории искусства, жизни, быта Дагестана периода 1920–1930-х годов, самого сложного, противоречивого и мало изученного.

Магомед Юнусилау воспитывался на поэзии Махмуда из Кахабросо и Ирчи Казака. Его отец был дружен с Махмудом, художник знал поэта и читал его на аварском и кумыкском языках. В коллекции есть серия зарисовок поэтов, писателей, сказителей разных лет. Во время Великой Отечественной «Дагестанская правда» создавала серию портретов дагестанцев–героев и участников войны, в которую были включены и работы Юнусилау. Это еще одна значительная часть выставки.

Изюминка нынешней экспозиции – это демонстрация творений художника, которые были буквально вытащены из закромов хранилища Национального музея, для того чтобы показать Юнусилау малоизвестного или совсем неизвестного широкой публике. Надо сказать, что в музее собрано более 300 произведений автора: графика, живопись, станковые и пленэрные работы, скетчи, книжная иллюстрация, карикатура, шаржи. Есть уверенность, что музей отыщет и фотоработы, ведь он активно занимался и фотоделом.

Следующий зал, можно сказать, станет открытием для почитателей таланта Юнусилау и даже для профессионалов, хорошо его знавших. Здесь серия карикатур. Да-да, в непростые 1930-е годы художник преодолел сложившиеся в обществе стереотипы и традиции по отношению к изобразительному искусству, заявил о себе не только как живописец с традиционными темами, но и как карикатурист. Это было в его характере.

Магомед был весельчаком, очень доброжелательным, вокруг него всегда было много людей, и он был не прочь подарить друзьям свои шаржи. Еще ему было важно показать в своих карикатурах общечеловеческие недостатки и даже пороки кадиев. Он был светским человеком, отказался учиться в медресе, выбрав светскую школу. И там ему повезло – учителя были просвещенными людьми и поддержали его увлечение рисованием. А вот отец будущего художника запрещал ему рисовать и даже как-то запер в чулан в качестве наказания за непослушание. Когда через несколько часов открыл дверь, чтобы выпустить сына, то увидел, что все стены чулана разрисованы углем.

Позже, в 1960–1970-х годах, по шаржам и зарисовкам Юнусилау и художника Горского были отпечатаны плакаты. След их, к сожалению, затерялся. Заведующий кафедрой живописи художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета профессор Абдулзагир Мусаев считает, что карикатуры настолько злободневны, что их можно печатать и по ним учить дагестанцев уму-разуму.

А научный сотрудник отдела истории искусств ИЯЛИ ДФИЦ РАН РД Зарипат Ахмедова отмечает, что именно эти работы вызвали наибольший интерес у зрителей на конференции института, посвященной Юнусилау. В первой трети прошлого века у художников редко можно было встретить работы сатирического характера. Именно он одним из первых взялся за этот жанр и сумел показать пороки того времени. Говорит Ахмедова и об исторических темах в его картинах, где четко просматриваются культура и жизнь Буйнакска того времени.

Неожиданностью для большинства посетителей станут экспонаты, размещенные в фойе выставочного центра. Здесь представлена серия «Уходящий Дагестан», иллюстрации к книге Магомеда Хуршилова «Сулак – свидетель», обложки к изданиям других писателей, иллюстрации к учебникам родной речи, а также работы сына художника Каира.

Саида Юнусилау – музыкант. Для нее, как и для всех членов семьи, открытие выставки – волнительный и значимый день. Ей было восемь лет, когда умер дедушка.

«Я была первая внучка, он с меня пылинки сдувал. И учил важным вещам. Помню случай, когда я в семь лет иду на концерт на телевидение. Дедушка мне давал наставления, чтобы я не начинала играть, пока не назовут мои имя и фамилию. Обещал, что только тогда подмигнет мне с экрана, – улыбается Саида. – Есть у нас в семейной истории смешной эпизод. Мы с мамой в Москве и, конечно же, идем в Третьяковскую галерею. Там меня просто поразила картина «Иван Грозный убивает своего сына». Когда мы вернулись домой, дедушка, разумеется, стал расспрашивать меня, что я делала в Москве, куда ходила. А я, описывая наш поход в Третьяковку, забыла имя Иван и выпалила: мне понравилась картина «Товарищ Грозный убивает своего сына». Потом у нас в семье вот это «товарищ Грозный» стало, как сейчас говорят, мемом».

В доме Юнусилау встречалось много интересных людей. Аткай Аджаматов, Эффенди Капиев, Барият Мурадова, Валерий Горский были постоянными гостями семьи художника. Приходили к мастеру и его ученики, которые позже добились успехов в своей профессиональной деятельности: Башир Увайсов, Асхаб Абакаров, Хаджимурад Алиханов. Юнусилау дружил и со многими людьми из власти. Но никогда и ни перед кем не заискивал. Он использовал дружеские отношения с «серьезными» людьми, только чтобы помочь молодым и талантливым художникам, артистам.

За свою жизнь работал на разных должностях. Был директором краеведческого музея, восстанавливал Дом-музей им. Сталина в Буйнакске во время войны. Преподавал детям, работал в кумыкской газете, затем в «Дагестанской правде». Был очень активный и до последнего находился в строю, занимался с детьми.

Собственные детские воспоминания о дедушке, рассказы других людей, а главное, долгие душевные разговоры с мамой – вот те слагаемые, которые легли в образ художника у Саиды Юнусилау. Но хорошо, что его дочь Хаписат успела издать об отце свои заметки. В небольшой книжке «Ашуг родного очага» – жизненный и профессиональный путь Магомеда Юнусилау, истории, рассказанные им близким. На сегодняшний день пока это всё, что издано о нем. Исследователям творчества мэтра дагестанского искусства предстоит еще много работы. А все, кто интересуется культурой Дагестана, могут заново открыть для себя его имя.

Статьи по тегам

Метафизика чувств

60
Сефижат Керимова (на снимке) признаётся, что относит себя в большей степени к реалистам в...

Певец родного края

34
Становление профессионального искусства Дагестана во всех его видах и формах связано с...

Малая родина глазами молодых художниц

55
Море, горы, люди с колоритной внешностью... Дагестан...

Не наивное искусство

51
Инициатива объединить под свое крыло людей разных профессий, не мыслящих себя без...

В манере новой реальности

80
Перемешиваясь, яркие краски образуют дивной красоты цветочную коллекцию, манят грезами...

Новая грань творчества

47
Герои его рисунков отправлялись в космические экспедиции, спускались на дно океана,...

Этническое искусство Гулеймат

58
Творчество для нее нечто большее, чем традиционное...

Он дарил жизнь картинам

60
Дагестанский музей изобразительных искусств им П. С. Гамзатовой отметил летом этого года...

Земля и камни

29
Он уже классик. Но, предпочитая оставаться в тени, уверен в том, что в творчестве на первом...

Энергетика руки

91
Не по годам уверенная в себе, она мыслит зрело и точно знает, что для нее наиболее важно. И...

Многомерная палитра Саният Абакаровой

144
Учеба в художественном училище стала для нее...

Нетолерантное искусство Габо

80
Его творчество – это та самая классика, возвращаясь к которой, испытываешь тихую радость,...

Статьи из «Культура»

Особое искусство

4
Народные коллективы – флагман культурной жизни Дагестана. Выполняя...

Бурка как дом родной

7
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Большая сцена для маленьких детей

3
Литературный клуб «Креатив», созданный на базе Дагестанского государственного театра кукол, функционирует вот уже 14 лет. За...

И газеты, и книги должны работать на просвещение

25
Читать и почитать. Слова разные, но суть...

Планета Дагестан

526
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Переломный момент

34
После череды комедий, представленных артистами Даргинского театра в начале года, на этот раз...

Снятию блокады посвящается

4
Дагестан продолжает отмечать одну из самых важных дат Великой Отечественной войны – 80-летие...

Знаменитая пьеса Арбузова – на дагестанской сцене

49
Спектакль «Мой бедный Марат» по...

В память о замечательном ашуге

42
В этом году исполняется 155 лет со дня рождения народного...

Дарим книги с любовью

10
Этот молодой праздник отмечают не только в России, но и в других странах. Книголюбы по всему...