Купить PDF-версию
20:13 | 30 апреля, Вт
Махачкала
X
10:24 11.12.2015

Море перспектив, помноженных на ноль

Азнаур Дунакаев
45

О современной дагестанской молодежи сегодня редко говорят в позитивном ключе. Бездеятельная, безынициативная, инертная, пассивная – эти слова-синонимы наиболее полно отражают ее положение в обществе. Так ли это на самом деле, попытались разобраться корреспонденты «ДП».

Азнаур Дунакаев: – Будучи еще студентом первого курса политехнического университета, часто ловил себя на мысли, что очень мало ребят поступили с целью получить знания, а не для «галочки». Часто был свидетелем ситуации, когда ребята приходили на лекции и слушали музыку или «зависали» в телефоне. Сама посещаемость тоже хромала. По словам знакомых, прилежность за эти годы не стала частью процесса обучения.

Ширвани Айгунов: – А у нас на журфаке (ДГУ) превалирующая часть студентов напротив исправно посещала лекции. Многие из моих сокурсников спустя годы трудоустроились в ведущие республиканские СМИ и находятся на хорошем счету.  

Дмитрий Типаков: – Не кажется ли вам, что в отсутствии интереса у студентов к предмету есть вина самих преподавателей, не способных заинтересовать учащихся? Меня, например, удивляет, когда  преподаватель жалуется на апатию к учебе со стороны студентов.

Ш.А.: – Можно ли рассматривать подобные жалобы как признание собственного непрофессионализма?  

А.Д.: – В какой-то степени, да. С другой стороны, если опять же взять в пример мой альма-матер, были учителя, которые излагали суть материала интересно, творчески, но слушали их единицы. В то же время я вообще не помню, чтобы у нас были какие-нибудь кружки, после лекции никто не обсуждал материал.

Д.Т.: – Это говорит о том, что преподавателю не удалось пробудить интерес к предмету.

А.Д.: – Совсем другое отношение я наблюдал, учась во Франции. Там было огромное количество педагогов, которые очень интересно, а порою даже и креативно подавали свой  материал. Ребята не шумели, слушали внимательно, активно задавали вопросы, когда хотели сделать акцент на каком-нибудь аспекте материала. И так они вели себя на каждой лекции. Нередко студенты после окончания лекции обсуждали с преподавателем какие-то спорные моменты. Помню, нашу аудиторию посетил педагог из Сорбонны и задал вопрос: «Есть ли разница между религией и верой?». И все мы высказывали свою точку зрения по этой теме, делились мнениями.

Ш.А.: – Мы уже говорим о другой культуре.

Д.Т.: – Что касается культуры, тут у нас большие проблемы. Но задача настоящего преподавателя – не просто обучить, а увлечь своим предметом.

Ш.А.: – Каким образом?

Д.Т.: – Необходимо пересмотреть способ подачи материала. То, что написано в учебниках, студент в состоянии узнать и без помощи преподавателей. В библиотеке и на бескрайних просторах всемирной паутины можно почерпнуть море информации.

А.Д.: – И все же у нашей молодёжи нет культа учёбы. Например, в Европе наличие самого образования уже является чуть ли не гарантом дальнейшего трудоустройства.

Ш. А.: –  У нашей молодёжи такой уверенности нет, у нее не так много возможностей проявить себя, разве что только в спорте. А где же наши учёные, инженеры, биологи?

Д.Т.: – На самом деле у нас много талантливых молодых исследователей, которые рассказывают о своих проектах на всевозможных форумах, конкурсах, олимпиадах.  Дагестанская молодежь способна создавать новые технологии, которые в перспективе могут быть применены на производстве. Другой вопрос, насколько успешны эти же ребята в деле продвижения своих проектов, далеко не всем удаётся внедрить свои разработки. Многие из них понятия не имеют, как запатентовать свою технологию, как представить её на рынке. Давно назрела необходимость в создании специального института, который бы позволил молодым, подающим надежды дагестанцам оценить перспективность их разработок.

А.Д.: – Идея интересная, однако требующая больших финансовых вложений. Также соглашусь с тем, что государство не должно оставлять без внимания талантливую молодежь.

Ш. А.: – Ну вот, опять мы возвращаемся к тому, что ей нужна поддержка.

А.Д.: – Но и молодежи не нужно уповать только на помощь со стороны государства, она должна стараться реализовывать себя сама. Есть много примеров, когда наши ребята уезжают в Россию и даже за границу, добиваются там определенных успехов.

Д.Т.: – К сожалению, необузданная креативность молодежи рассыпается, когда дело касается реализаций своих идей на практике. Они нуждаются во взрослых дяденьках, которые сухо и по существу растолкуют им, насколько актуальна та или иная идея в социально-экономическом или ином плане. Поэтому о многих из них мы и не слышим.

А.Д.: – Ещё одна насущная для республики проблема заключается в том, что многие вчерашние студенты не идут работать по профилю. Логично, когда выпускник юридического факультета становится адвокатом или же технический специалист – инженером. Но когда человек получает экономическое образование и работает строителем, это по меньшей мере странно.

Ш. А.: – Знаю нескольких дипломированных юристов, которые уже не первый год осваивают обувное ремесло. Понятно, что их такая ситуация не очень-то и устраивает. А что прикажете делать?

А.Д.: – Действительно, для нашей молодежи окончание учёбы далеко не всегда является гарантом получения работы. Поэтому и такое отношение к обучению, которое для них становится не более чем формальностью. К тому же мало кто сам выбирает себе профессию. Зачастую это выбор родителей. Причём у последних мотивировка простая: «иди в юристы, это престижно». Но хочет ли на самом деле молодой человек или девушка обучиться этой профессии или какой-либо другой – большинство родственников это не волнует.

Д.Т.: – Что-то совсем грустно. Создается впечатление, что наша молодежь во всём пасует перед европейскими сверстниками. Ты говорил об отсутствии кружков при университетах. Но мы не вспомнили о КВНе, неслабый такой кружок, кстати, который сегодня в республике набирает обороты.

А.Д.: – Спорт и юмор – вот два столпа социальной активности подрастающего поколения. Но не надо забывать, что именно интеллектуально подкованная и эрудированная молодёжь будет двигать нас вперёд и прославлять Дагестан в будущем. Кстати, с социальной активностью всё не так плохо. Взять хотя бы молодежное движение «Я помощник Президента», но в процентном соотношении она всё-таки ещё очень низкая. Большинство моих сверстников во Франции уже состоят в политических партиях, были участниками социальных проектов. Каждый молодой человек стремится стать частью социума и принести пользу окружающим. У нас же большинство ребят живут изолированно, по принципу «сам по себе». Некоторые вообще ведут себя как маргиналы. По большому счёту им без разницы, чем они будут заниматься в жизни. Парадоксально, но такое положение дел их полностью устраивает. Сегодня молодежь практически нигде не задействована. Много ли вы видели молодых людей, которые выступили с инициативой создания политической партии?

Д.Т.: – Я уверен, что этот «культ пофигизма» во многом навязан нашей молодежи.

Ш.А.: – А может, это своеобразная реакция на отсутствие перспектив, на свою «заброшенность»?  

Д.Т.: – Настроение укладывается в простую формулу: «нет и не надо». Но ведь сразу можно почувствовать в этом немалую долю обиды, разочарования. А молодежь у нас гордая и претензий никому не предъявляет.

А.Д.: – По мне, молодым уже давно пора отойти от набивших оскомину амплуа – «дагестанец-хохмач» и «дагестанец-спортсмен». Нужно идти в другом направлении и проявлять себя в медицине, науке, искусстве.

Д.Т.: – Согласен. Причем, говоря о стереотипах, складывается интересная ситуация. Каждый успех какого-нибудь молодого дизайнера, художника или юмориста воспринимается в следующем ключе: «Вот, гляди, страна. Не все у нас такие «камни».

Ш.А.: – Получается, мы сами же создаем о себе такой образ.

Д.Т.: – Выходит так… При этом есть много молодых ребят, которые эти стереотипы давно изжили. Они понимают, что тема обиды за своих нерадивых соотечественников уже исчерпала себя. Им есть чем заняться помимо жалоб на родной край. На мой взгляд, за ними будущее.

А.Д.: – Оптимизм – вещь хорошая, но повторюсь, пока наше образование не выйдет из этого атрофированного состояния, мы так и будем топтаться на месте.  

Д.Т.: – Остается пожелать нашим преподавателям, погрязшим в «грызне» за часы, с тем же аппетитом «вцепиться» в головы студентов.

Статьи из «Общество»

А что еще для счастья нужно?

5
Весна – горячая и ответственная пора для всех людей, трудящихся на земле. Надо перекопать...

Весна трудом красна

24
Мир! Труд! Май! С такими лозунгами выходили мы на первомайскую демонстрацию не так давно....

Сильные духом. Вахта памяти погибших на войне

22
Со дня окончания Великой Оте­чественной...

Городская среда благоустраивается

10
Федеральный проект «Формирование комфортной городской...

«Черные орлы» расправляют крылья

65
Несколько лет назад я впервые попала на открытие...

Видеокамеры могут отключить

16
Некоторые комплексы придется отключить после того, как появятся новые требования к установке дорожных камер, над которыми Минтранс РФ пока еще работает. Так,...

Захватил и удержал плацдарм

29
За годы Великой Отечественной войны Мухитдин Умурдинов (на снимке) ликвидировал около 200...

До победного конца

8
Бесстрашный защитник Отечества Саадула Мусаев (на снимке) был представлен к присвоению...

Двуликий атом

4
На этой странице читатель, как правило, находит материалы, вызывающие положительные эмоции....

Полковник Омаргаджиев

78
Магомедсаид Магомедович Омаргаджиев (на снимке) – ветеран органов безопасности,...

Минусы коррупционного мировоззрения

2
Коррупционный иммунитет, который выработало наше общество за постперестроечный период, значительно замедляет появление...