Утверждая мир и толерантность
Мало в России субъектов, благополучие и целостность которых в столь масштабной мере, как в Республике Дагестан, зависят от национального вопроса. Только чёткое понимание диалектики национальных отношений полиэтнического характера есть залог устойчивого развития нашей республики. Эта мысль проходит красной нитью в Послании Президента РД М.Магомедова Народному Собранию Республики Дагестан.
Следует отметить, что Послание прозвучало как обращение к народам Дагестана по животрепещущим проблемам современной жизни республики.
В нем Президент РД отметил, что власть в Дагестане осуществляет его многонациональный народ. Озвучивание этого ключевого положения Конституции Республики Дагестан в Послании свидетельствует о том, что самочувствие каждого народа на сегодняшнем этапе развития республики выступает на первый план и имеет особое значение.
Следует отметить, что процесс национальной консолидации в Республике Дагестан, пронизывающий все сферы нашей жизни, проходит в трудных условиях необъявленной войны обществу. Эта особенность должна быть использована для сплочения народов Дагестана. Министерству в этом направлении предстоит напряженная работа, оно и делает многое, но здесь должны быть объединены усилия нескольких ведомств республики, включая и Министерство по имущественным и земельным отношениям.
Сегодня нет территориальных, земельных притязаний к Дагестану, и Дагестан их не имеет к другим республикам, странам, но, к великому сожалению, мы не смогли обеспечить эффективное, рациональное использование в полной мере тех земельных богатств, которые нам достались и которыми мы сегодня располагаем. Я не ставлю перед собой задачу дать в этой статье экономический анализ эффективности использования земель — это прерогатива других ведомств. Но мы никогда не должны забывать, что дагестанская земля – это основа межнационального мира и согласия в нашем обществе. Земля должна объединять народы, а не разъединять их. Эту миссию она выполняла испокон веков. За нее боролись, её защищали от внешних врагов, и она с благодарностью отвечала. Однако в настоящее время аспекты практического землепользования часто становятся поводом для нарастания напряженности в межнациональных отношениях в нашей республике.
Как отметил Президент РД, неурегулированность земельных отношений является одним из серьезных факторов, снижающих инвестиционную привлекательность республики. Земля сегодня остается главным, не в полной мере используемым резервом роста экономики республики. В то же время земельный вопрос на протяжении последних лет является одним из самых конфликтогенных в республике. Поэтому нам очень понятна обеспокоенность Президента РД М.Магомедова, который в своем Послании Народному Собранию РД уделил большое внимание этой проблеме. Отмечена необходимость проведения в Дагестане земельной реформы. Но в то же время Президент РД не в бровь, а в глаз указал, что проводить, однако, её нужно вдумчиво и осторожно, на основе четкой и понятной концепции, учитывающей специфику каждого города, района и поселения. Потому что издержки в управлении земельными отношениями в нашей республике пагубно отражаются на межнациональных отношениях.
Только в этом случае оно окажет позитивное влияние на общественно-политическую ситуацию в республике. Иными словами можно сказать, что сегодня правильное, законное разрешение земельных вопросов – это то звено, ухватившись за которое мы вытащим всю цепь стабилизации общественно-политической ситуации в республике, укрепления её экономики.
Вся история нашей республики — это история земли дагестанской. Земля у нас больше, чем просто стратегический ресурс. За неё готовы идти на все, из-за неё враждовали, убивали и даже в одной семье возникали и возникают трения с трагическими последствиями.
Это положение отражалось даже и в литературе Дагестана. Помните, Р.Гамзатов писал, что «в Дагестане мужчины дерутся в двух случаях – из-за женщин и из-за земли. В остальных случаях дерутся только петухи». Но реальность нашего времени, к счастью, такова, что в межнациональных и земельных конфликтах за редким исключением уже не дерутся, а стараются решать их в соответствии с действующим законодательством РФ и РД. В связи с этим наша задача должна заключаться в том, чтобы земельные ресурсы, с одной стороны, способствовали максимальной реализации экономического потенциала республики, с другой — стали основой обеспечения безопасной жизнедеятельности, социальной защиты, реализации прав и свобод граждан и безопасности государства, поскольку Дагестан является буферной зоной России на юге.
В жизни, к сожалению, не обходится без спорных вопросов в реализации земельных отношений. В недавнем прошлом в республике было более 60 неразрешенных до конца земельных конфликтов. Какие-то из них разрешаются и больше не появляются, а какие-то годами в тлеющем состоянии привлекают внимание руководителей МО, республиканских органов и организаций, общественности. На сегодня таких неурегулированных или не до конца разрешенных конфликтов в республике осталось чуть больше 10. Это – результат большой работы соответствующих государственных и муниципальных органов республики.
Улучшению ситуации помогло и то, что для урегулирования указанных проблем на уровне Правительства РД руководители министерств, ведомств республики закреплены за теми или иными районами, где есть такие конфликтные ситуации. Стало практикой, когда в районы оперативно выезжает группа сотрудников вместе с работниками других министерств, ведомств, в чью компетенцию входит решение тех или иных вопросов. Ими изучается сложившаяся обстановка, принимаются соответствующие меры по недопущению нарастания напряженности и готовятся предложения для руководства республики по урегулированию ситуации. За этот год такие поездки осуществлялись в Казбековский, Карабудахкентский, Бабаюртовский, Левашинский, Хасавюртовский и другие районы.
Анализ указанных и других земельных конфликтов в республике показывает, что они стали возможными в результате внеправового подхода к решению земельных вопросов на уровне муниципальных образований, поселений. Соблюдение земельного законодательства Дагестана – это залог стабильной общественно-политической ситуации в нашей республике. И тот, кто его нарушает, должен быть объявлен нашим недругом.
Характерным является то, что любые конфликты в нашей республике, если одну из сторон представляют представители иной национальности, называют межнациональными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако практика последних лет рельефно показывает, насколько земельные нарушения и межнациональные отношения, с одной стороны, выступают как звенья одной цепи, с другой же – как они далеки друг от друга, у них нет общей природы. Недавний конфликт, возникший в мононациональном с. Параул Карабудахкентского района, как нельзя лучше показывает саму структуру конфликта, не межнациональный его характер. Его никто и не называет межнациональным. Но в то же время такой же конфликт в Манасе, где проживают кумыки и даргинцы, становится межнациональным.
Поэтому пока существует такая потенциальная возможность придания земельным конфликтам межнациональной окраски, нужно очень осторожно относиться к возникающим проблемам в этой области. И поиск их решений должен осуществляться только в правовом поле, на основе действующего законодательства РФ и РД.
Что же является причиной возникновения этих конфликтов в республике?
На мой взгляд, это, во-первых, несоблюдение земельного законодательства. Много тому у нас примеров. Даже после обсуждения данного вопроса на заседании Правительства РД и принятия специального постановления по данному вопросу «О серьезных недостатках в соблюдении земельного законодательства на территории Республики Дагестан» от 4 августа 2006 г. № 157, существенные недостатки еще остаются.
Во-вторых, незавершенность разграничения земель по Республике Дагестан, которая должна была закончиться еще в 2005 году. Незавершенным разграничение земель осталось в основном на муниципальном уровне, где именно и происходит процесс их неэффективного использования, потому что это положение, согласно Закону о земле, дает руководителям МО право распоряжаться ими, как они хотят. И в результате земля в условиях Дагестана становится товаром, имеющим большую потребительскую стоимость, и, как следствие, объектом нечестных сделок купли-продажи.
Следует отметить, что если особенностью 90-х годов было то, что конфликтные ситуации вокруг земель имели системный, затяжной характер, то сегодня ситуация намного изменилась — они носят динамичный характер, сохраняется высокий уровень конфликтности. Они становятся более локальными, повышается уровень профессионализма в действиях сторон. Сюда привлекаются третьи лица, у которых свои интересы. И не всегда с целью нормального их разрешения.
Поэтому попытки разрешить конфликты должны быть такими же многосторонними, как и сами конфликты, ни одна из разнообразных причин их возникновения не должна быть упущена из виду. А это означает, что пакеты предлагаемых нами мер должны быть направлены на разрешение политических, социальных и экономических проблем в комплексе.
В-третьих, причиной возникновения этноземельных конфликтов – это отсутствие гласности, прозрачности в решении земельных вопросов в муниципальных образованиях.
В Дагестане отмечается возросшая привязанность к этническим землям. Не учитывать этого сегодня нельзя. Имеются населенные пункты, на которых при неверных действиях или бездействии власти возможен рост этнической напряженности и нарастание конфликтов. В этих условиях даже возникшая на бытовой почве напряженность быстро перерастает в межнациональный конфликт с применением насилия. Поэтому существующая система государственных институтов должна оперативно выработать эффективные контрмеры по преодолению кризисных ситуаций, обеспечить соблюдение законности, принятие комплекса профилактических мер с целью обнаружения назревающих межэтнических, земельных конфликтов на ранней стадии и принятия мер по их преодолению.
В республике сложилась оптимальная система сохранения межнационального мира и согласия, основой которой является диалог общества и государства, именно благодаря развивающимся институтам гражданского общества. Их возможности необходимо использовать в этом вопросе в полной мере.
Трудности в разрешении национальных проблем в нашем обществе зачастую исходят от трудностей в решении социальных, экономических и политических проблем. Это взаимосвязанные проблемы. Нельзя не признать, что, строя школы, ясли-сады, мосты, делая дороги, создавая дополнительные рабочие места и эффективно занимаясь земельными вопросами, мы решаем и межнациональные проблемы. Все это в конечном итоге делается во благо народов и конкретной личности. К сожалению, за последние десятилетия у нашей республики не лучшие позиции в Северо-Кавказском регионе. Как отметил Президент РД в своем Послании Народному Собранию, при равной численности населения валовой региональный продукт (ВРП) Дагестана на 33 процента меньше, чем ВРП Ставропольского края. По объему ВРП мы вторые в СКФО, по ВРП на душу населения – четвертые, а по среднемесячной заработной плате – на седьмом, последнем месте. По производительности труда мы отстаем от среднероссийского уровня в 2,3 раза. Но внимание федерального руководства к республикам Северного Кавказа с каждым годом возрастает. В начале этого месяца на межрегиональной конференции в Нальчике В.В. Путин отметил, что «Северный Кавказ обречен на успех, в основу которого должен лечь огромный творческий потенциал жителей региона, а также присущие им благородство и нацеленность на результат».
С учетом этих реалий возникла настоятельная потребность разработать новый подход к реализации межнациональных отношений в Республике Дагестан в условиях ее полиэтничности, позволяющий защищать народы от навязывания чуждого нам образа жизни, которое легко осуществить при низком уровне жизни населения. Поэтому в последние годы разрабатываются и реализуются республиканские целевые программы развития национальных отношений на длительную перспективу. В основу проекта Комплексной программы на 2011-2015 годы легли проверенные на практике принципы и подходы.
Основной задачей стало сбалансирование общедагестанских интересов, с учетом многонациональности республики. Здесь очень важно наличие у наших народов умения договориться, найти общий язык, опыт ведения согласительных процедур.
Из Послания Президента РД Народному Собранию РД
Поэтому в разрешении межнациональных и земельных конфликтов республика еще в свое время избрала путь определенных перекроек и уступок в административном устройстве и земельных отношениях. К примеру, были образованы новые районы: Кумторкалинский, Докузпаринский, Бежтинский участок Цунтинского района. Таким образом руководство республики строит свою политику, не ущемляя интересы одного народа, при удовлетворении потребностей, интересов других. Все мы знаем, как шла работа по подготовке III съезда народных депутатов ДССР и какая гигантская была проведена работа по согласованию позиций сторон во время проведения данного съезда. Это были тяжелые для дагестанского руководства годы. Именно в ту пору после мучительных поисков, изучения множества альтернативных вариантов было найдено решение о восстановлении Ауховского района Дагестана, т. е. территориальной реабилитации чеченцев-аккинцев. Тогда впервые были проработаны и сформулированы вопросы, касающиеся судьбы депортированных народов, определены основные контуры политики и в отношении народов, оказавшихся на территории своего исконного проживания в меньшинстве. Реализация решений съезда была первым и единственным в постсоветском пространстве опытом проведения территориальной реабилитации репрессированных народов. Другого такого примера нет. Я думаю, даже не это является ценным для нашей республики, а то обстоятельство, что при такой нехватке земли и плотности населения на равнине народы Дагестана сумели договориться, пойти на то, чтобы отдать свою землю братскому народу. Мы не должны этого забывать никогда. Это поистине поступок благородный, пик взаимопонимания между народами. Это и способствовало сохранению межнационального мира и согласия в республике в тот нелегкий период. Это результат умения принимать взвешенные решения, удовлетворяющие потребности народов, отвечающие их интересам.
Другое дело, когда одновременно с решением проблемы репрессированных не по вине республиканского руководства не было до конца доведено решение вопроса депортированных народов. По жизненно важному для наших народов вопросу республика неоднократно выходила в Федеральный центр с предложением принять соответствующий закон РФ и логически завершить решение данной проблемы, но не нашла поддержки.
Думаю, этот наш опыт решения этноземельных проблем должен быть использован и в дальнейшем. Сегодня в условиях, когда земли становится все меньше и меньше, а потребности растут, борьба ужесточается, его трудно переоценить. Нужны согласованные меры. К примеру, отгонное животноводство является особенностью лишь нашей республики. Это отрасль, которая в свое время обеспечивала успешное решение задачи по производству животноводческой продукции, и удерживает Дагестан на передовых позициях — мы и сегодня первые в России по количеству поголовья. Это, прежде всего, около 1,5 млн. гектаров земли на равнине, используемые 636 хозяйствами 38 районов республики с поголовьем скота на них около 3 млн. Сегодня ситуация немного изменилась – жизнь другая, другими стали экономические отношения, появились разные формы собственности. За период советской власти на этих землях образовались населенные пункты со всеми вытекающими отсюда последствиями, которые подчиняются горным районам. И рядом с ними растут, по мере прироста населения расширяются и населенные пункты равнинных районов. Естественно, возникает конфликт интересов. И конфликты такого характера сегодня не единичны. Это одна из важных проблем, которую нужно решить в комплексе всем миром, сообща, находя общий язык, как это умеют делать наши народы. Это необходимо в первую очередь потому, что земельные конфликты, как правило, переходят в политическую плоскость. Более того, к сожалению, они имеют за последние годы устойчивый характер проявляться перед выборами и направлены на создание конфликтных ситуаций, усиление напряженности. И по мере возможности инициаторы стараются придать им межнациональный характер. Скоро выборы в муниципальных образованиях РД, а потому в последнее время земельные конфликты вызревают с большей интенсивностью. Сегодня они в Бабаюрте, Костеке, Парауле и др. населенных пунктах. Следует ожидать, что вторая волна прокатится и весной следующего года перед выборами в Народное Собрание Республики Дагестан. В связи с этим нам необходимо принять действенные меры упреждающего характера, не затягивая и давая повода для тех, кто наживает на этом себе политический капитал.
Есть и другая проблема — проблема Северного региона нашей республики. Политические и миграционные проблемы, страсти этого региона сегодня на такой стадии, что мы не можем полагаться на то, что они разрешаться сами по себе. Северный регион республики – один из наиболее многонациональных в нашей республике. Здесь проживают более 20 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Этнический фактор здесь постоянно присутствует, но проблемой он становится только тогда, когда мы неадекватно реагируем на какие-либо новые явления, проблемы. В этих условиях совершенно ясно, что стабильность, безопасность региона и республики в целом во многом зависят от продуманной национальной политики, от совершенствования законодательства в области национальных, религиозных и земельных отношений. Это – регион с большим экономическим потенциалом. Сегодня на Северный регион приходится 30 процентов территории Дагестана, 8 процентов населения, а отдача региона, к примеру, в сельскохозяйственном производстве составляет лишь 10,0 процентов, промышленном производстве — около 17,4 процента.
Эти цифры свидетельствуют о наличии больших внутренних резервов в хозяйствах Кизлярского, Ногайского, Тарумовского районов и предприятиях города Кизляра. Но в то же время это – зона с немалым конфликтогенным потенциалом. Последний заключается и в земельной проблеме. Многие хотят прибрать её к рукам, а там одних поливных земель более 100 тыс. гектаров. Это все усугубляется нерегулируемыми миграционными процессами, низким уровнем жизни населения, нерешенностью многих социальных вопросов, проблем казаков и т.д. Справедливости ради нужно отметить, что достаточно в последние годы и делается для устранения недостатков и решения возникающих проблем Координационным Советом Правительства РД по Северному региону, возглавляемым А.И.Идрисовой. Было бы целесообразным уделить ему больше внимания. Думаю, это позволило бы улучшить ситуацию в этом регионе и повысить его экономическую и политическую значимость.