Купить PDF-версию
21:32 | 30 апреля, Вт
Махачкала
X

О некоторых вопросах взаимодействия государства и религии

Хайбулла Малачилов, профессор Махачкалинского филиала Московского автодорожного университета
8

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (статья 14 Конституции РФ). Многие не понимают смысла данной нормы Конституции и начинают трактовать это как ущемление религии. Ведь речь идет в точности до наоборот. Государство берет на себя обязательство не вмешиваться в дела религии. Точнее, общество, принимая Конституцию, запрещает государству вмешиваться в дела религии. Разве это плохо?

Конституция принимается Конституционным Собранием либо путем всенародного голосования. Конституционное Собрание не является органом государственной власти. В соответствии со статьей 11 Конституции РФ «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ».
«Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (статья 14 КРФ). «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (статья 28 КРФ).
Почему так решили? Хочу напомнить всем рассказ о том, как некий отец силой заставлял сына молиться. Сын, в конце концов, подчинился отцу и стал совершать поклоны, при этом даже шевелил губами, а про себя говорил: ты меня «заставил» молиться, а теперь попробуй заставить меня «альхам» читать. Задумайтесь еще раз об аяте Корана, где сказано, что «в религии нет принуждения». Невозможно человека заставить быть верующим, это дело совести каждого человека. Неверующего можно силой заставить соблюдать религиозный ритуал, но кто может уверенно сказать, что творится у такого человека в голове? Поэтому государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений.
Нужно помнить, что религия не существует вне общества. Взаимодействуя с обществом, государство не может не интересоваться и данной сферой жизни общества, соблюдая при этом принцип невмешательства в чисто религиозную деятельность религиозных объединений.
В республике в последнее время очень актуальным стало слово «экстремизм», в том числе как его разновидность «религиозный экстремизм». Экстремизм в целом религии, в том числе исламу, несвойственен. Хотя в различных религиях имеются отдельные течения, действия которых в определенных условиях приобретают черты экстремизма. В исламе таким течением принято считать ваххабизм.
Проблема усложняется тем, что ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии. Возникает вопрос: если ваххабизм – нормальное явление для Саудовской Аравии, то как ваххабизм может оказаться ненормальным на территории России?
Попробую объяснить. Россия – светское государство. В России не только ваххабизм, но даже ислам в целом не имеет отношения к отправлению государственной власти. Отделены от государства и остальные религии. Чего хотят ваххабиты? Сущий «пустяк». Они хотят жить по шариату, притом они претендуют на «шариат» седьмого века, так называемый чистый ислам. Можно ли сегодня жить по законам шариата? Можно. Совсем неплохо живут люди в Саудовской Аравии. Там нефть, и у нас нефть. Давайте введем шариат, и будем жить как саудиты. Только одна проблема: нет у нас столько арабов. Вокруг нас 160 разных народов. Кому принадлежит Россия? Русским? Нет. Кавказцам? Нет. Чукчам? Нет и еще раз нет. Россия принадлежит россиянам, Россия принадлежит всем народам, заселяющим нашу страну. Любая нация, которая сделает попытку «присвоить» Россию, наткнется на яростное сопротивление всех остальных народов. Мы не хотим сегодня, чтобы Россия принадлежала только русским, православным. Россия – наш общий дом. И жить мы должны по общим законам всех народов России (Конституция РФ), а не по правилам ваххабизма.
Вот эта часть рассуждений понятна всем. Дальше возникает более сложный вопрос. Давайте введем шариат в отдельной республике. Давайте построим в Дагестане исламскую республику. Чечня сделала попытку. Чеченцам это не удалось. В Дагестане более 30 народностей. У нас многоконфессиональная республика. Какой шариат у нас получится? Как ни крути, нам придется жить по законам светского государства. А как же религия? Полная свобода. Для развития религии созданы все необходимые условия. Почему тогда запрещают ваххабизм? Вот здесь нам нужно отделить с одной стороны ваххабизм – как чисто религиозную практику, и ваххабизм как политическое течение, претендующее на организацию общественной жизни по законам шариата, а также строительство государства по законам ислама. Вот здесь мы говорим: религия отделена от государства. Ваххабиты говорят, что в исламе религиозная и светская жизнь неразрывны, соответственно светская жизнь должна быть устроена по канонам ислама. Поэтому предлагается насильственное изменение основ конституционного строя (конечная цель).
В чем принципиальная разница в подходах ваххабитов и приверженцев традиционного ислама к роли религии в современном мире? Те говорят, что нужно переделать мир, чтобы он соответствовал нормам шариата (вроде Бог ошибся при выборе формы общественного устройства). Традиционный ислам говорит о том, что Всевышний этот мир устроил настолько мудро, что где бы ни оказался человек, куда бы ни забросила его судьба, ему везде созданы условия, чтобы он соблюдал нормы шариата.
Какие проблемы с соблюдением норм шариата в современной России? Все разрешено. Мы хотим жить в исламской республике. Нет же никаких проблем. Конституция РФ гарантирует свободу передвижения. «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (статья 27 КРФ). Если не хочешь никуда уезжать, какие проблемы? Живи в России. «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству» (статья 61 КРФ). Я хочу жить в России, но меня не устраивает конституционный строй России? Тогда уезжай. Или живи здесь по законам России.
Когда в руках у людей (не наделенных соответствующими полномочиями) оказывается оружие, должен действовать Уголовный кодекс РФ. Оружие должно находиться только в руках сотрудников спецслцжб и силовых ведомств, а не религиозных объединений. 
Зная проблему ваххабизма, что называется изнутри, мы полагаем, что это довольно сложное религиозное течение, в котором существует достаточно большая вероятность сползания неподготовленного человека на рельсы экстремизма. Если человек встал на путь экстремизма, то от него сложно ожидать адекватного восприятия реальности. Такой человек уже находится в психологической и интеллектуальной ловушке. Он уже противопоставил себя существующему миропорядку. Самое страшное, что делает это он якобы ради Аллаха и во имя Аллаха. Ради Аллаха такие люди спокойно отдают свою жизнь (обычно она довольно тяжелая), ибо им «даруется» вечное блаженство в раю. Это элементарное зомбирование. Это чистая политика. Религией практически на ощупь интересуется (и то не всегда) несчастный человек, который благодаря ваххабизму скатился на рельсы экстремизма. Абсолютно безразличен к Богу человек, который «во имя Бога» призывает свергнуть действующую власть, а сам остается за кулисами, ибо «вор в законе не ворует».
«В Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства» (статья 29 КРФ). «Единственным источником власти в Российской федерации является ее многонациональный народ» (статья 3 КРФ). Народ России, а не кучка экстремистов. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (статья 3 КРФ). Так решил наш народ на референдуме 12 декабря 1993 года.
«В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (статья 13 КРФ). Раз уж мы заговорили о шариате, то скажем, что изложенное категорически противоречит шариату. Вы попробуйте сунуться со своей идеологией (даже в форме религиозного течения, отличного от ваххабизма) в Саудовскую Аравию. Только запомните для начала, что Саудовская Аравия – абсолютная монархия и единственная страна в мире, где до сих пор принимается обезглавливание. Там не просто вешают, там отрубают голову для полной уверенности, и во избежание воскрешения из мертвых. 
Пусть на меня не обижаются верующие, но мне кажется, что вокруг ислама в республике слишком много шума. Мечетей становится больше, а нравственность (сердцевина религиозности) падает. Мы увлеклись формой, передвинув содержание на второй план. Религия слишком политизирована.
Если бы выходом из состава России и введением шариата решались бы все проблемы народов Дагестана, неужели не нашелся бы в руководстве Дагестана человек, который не меньше ваххабита любит Дагестан, любит свой народ? Ограниченные знания толкают людей на авантюрные решения. Если бы Дудаев хотя бы на уровне религиоведения знал ислам, он никогда не пошел бы против России. Почему именно муфтий Чечни Ахмад Кадыров понял это? Ответ прост: Кадыров знал ислам лучше Дудаева. Имам Шамиль что ли не знал шариат, когда нам завещал жить в вечной дружбе с Россией?
Вопрос насилия – один из самых сложных вопросов в исламе. Человек не должен мириться с насилием над собой, человек не должен мириться с диктатором. С этим связан вопрос джихада. За воровство в Саудовской Аравии отрубают руку. У нас сажают на казенные харчи, и то не всех. Если посадить всех воров, в России некому будет работать. Где насилие? Слишком много свободы нам дали, а свобода – штука опасная, от нее очень часто голова кружится. В отличие от коммунистического периода Россия дала полную свободу религии, сразу захотелось политикой заняться. Нам запрещали «смотреть» в сторону Мекки, как только разрешили, нам почему-то понадобилось на Москву «посмотреть». Кильба в Мекке, а не в Москве. В Москве – Президент России и Конституция России. От Москвы можно требовать только то, что гарантировано Конституцией России. Проблем в стране много, средств на все сразу не хватает. Есть проблемы у ваххабитов, есть проблемы у остальных верующих, есть проблемы у атеистов. Нужда и голод принадлежность к религии не спрашивают.
Многое в стране не устраивает не только ваххабитов. Меня лично не устраивает, что одни от жиру бесятся, а другие нищенствуют в богатейшей ресурсами стране мира. Меня не устраивает, что недрами владеет какая-то кучка людей. Меня не устраивает, что ни один серьезный вопрос в государстве без взятки не решается. Это многих не устраивает. Вся беда в том, что мусульмане есть и среди тех, кто от жиру бесится, и среди тех, кто недрами владеет, и среди тех, кто взятки берет. Ничего не помогает: ни шариат, ни Конституция. Проблемы России – это наши общие проблемы. От развала СССР пострадали 25 миллионов русских, которые не по своей воле оказались за пределами России. Мы не знаем, что такое развал страны, ибо жили в РСФСР, который стал Россией. Дайте нам самостоятельно жить. Ради Бога, живите. Кто нам запрещает работать так, чтобы доказать Москве, что можем самостоятельно жить. Нам лишь бы воровать. Свое, чужое — разницы нет. Вот такой у нас шариат. Помните байку о том, как в селе создали колхоз, а в обкоме попросили направить колхозников. Можно создать и халифат, только вот мусульман у нас маловато.
«Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (статья 21 КРФ). Какой ваххабит нашел в этой статье основание для джихада против России? Где насилие? Если есть частные случаи злоупотребления, то сначала убедитесь, что среди этих «негодяев» есть в том числе и лица кавказской национальности, которые «числятся» мусульманами. Тогда вы поймете, что проблема не в России, проблема в нас самих.
Мы законом РД запретили ваххабитскую и иную экстремистскую деятельность на территории Республики Дагестан. Мы заранее сказали, что ваххабизм — это экстремистская деятельность. Мы говорим о ваххабизме как о политическом явлении. Нас не должно интересовать ваххабизм как чисто религиозная практика. Если мы «вынуждены» интересоваться ваххабизмом больше, чем тарикатскими направлениями в исламе (накшбанди, шазалия, кадырия и др.), то это вопрос из чисто религиозного вырастает в политический. Вот этот «политический» ваххабизм нужно запрещать. Запрещать в рамках Уголовного кодекса РФ (ношение оружия, разжигание религиозной ненависти, вражды и т.д.).
Мы не можем и не должны без конца уничтожать своих сыновей за их религиозные заблуждения. Это не решение проблемы. Нужна разъяснительная работа. Нужен диалог, каким бы трудным и сложным он ни оказался. В этом направлении в последнее время активизировалась работа Духовного управления. В теории ваххабизма есть что обсуждать на интеллектуальном уровне. Это опасная теория, но далеко не глупая. Мы ведь запретили ваххабизм лишь потому, что глубоко убеждены, что эта идеология не подходит для нас. Она опасна, в первую очередь, для нас, для дагестанцев. Не может быть верной идеология, которая представляет опасность для всего общества, какой бы «умной и привлекательной» она ни казалась.
В нашей республике адаты играли и продолжают играть особую роль. Ни шариат, ни марксизм, ни «демократия» не могут искоренить наши адаты. Мы – свободолюбивый народ с очень развитыми институтами общественного самоуправления. У нас на каждого «правителя» всегда находился свой Хочбар. Нам традиционно сложно подчиняться общему порядку. Это было в свое время предметом нашей национальной гордости, сегодня это становится серьезным препятствием интеграции Дагестана в мировое сообщество.
Соблюдение шариата – дело не простое. Мы не всегда соблюдаем даже «мягкое» законодательство Российской Федерации. Давайте соблюдать шариат: не пить, не воровать, взяток не брать, проституцией не заниматься, налоги не скрывать и т.д. Москва что ли против этого?
Если кому-то кажется, что во всем виноваты чиновники, то это результат поверхностного анализа. Что изменится, если во главе республики станет человек в тюбетейке? Мы станем лучше и больше работать? Во имя чего? Какие дополнительные права этот человек может нам дать? Нет же никаких запретов для религии. Может, человек в тюбетейке больше разбирается в хитросплетениях мировой экономики? Вроде бы нет. Может, нас нужно силой заставить жить по шариату? Откуда возьмется эта сила? Посмотрите, сколько людей в республике «под ружьем», а порядка нет, не можем обеспечить исполнение Уголовного кодекса РФ. Сегодня не всегда удается посадить представителя влиятельного тухума, к примеру, за воровство. Завтра кто собирается отрубать ему руку на площади? Что вы собираетесь сделать с этим тухумом? Или вы уверены, что весь тухум соберется на площади и со слезами на глазах будет с жалостью смотреть, как «мужественные» ваххабиты отрубают руку их представителю за воровство? Фильмов о средневековье что ли насмотрелись? Не отрубите вы руку вору, ребята. Арабы привыкли так жить. Мы отвыкли. Дважды в одну и ту же реку не входят. Ушла наша река с отрубленными руками. Наше дело не воровать. Судить должны правители. И спрашивать за судейство будут с них, а не с рядовых граждан. У каждого своя ответственность. Это тоже шариат.
В Российском законодательстве практически отсутствуют нормы (касательно деятельности человека, а не государственного устройства), которые принципиально противоречат шариату. Единственное, что приходит на ум, это запрет многоженства. Даже здесь выход предусмотрен: установление отцовства, усыновление, нет запрета на заключение религиозного брака и т.д. Боюсь, что какой-нибудь «знаток ислама» сейчас начнет срочно проводить сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и норм шариата. Очень полезное занятие. Только не спорьте с моим выводом. Аргументы? Неужели у кого-то повернется язык сказать, что в Дагестане нет ни одного человека, который живет по нормам шариата? Получили ответ? То-то и оно. Есть масса людей даже среди чиновников, которые соблюдают нормы шариата, не говоря уже о духовенстве. Все эти люди живут в Дагестане и соблюдают как законодательство Российской Федерации, так и нормы шариата.
Существует легенда о том, что халиф Омар якобы приказал сжечь Александрийскую библиотеку: «если в них, дескать, повторяется сказанное в Коране, то книги бесполезны, а если они противоречат Корану, то вредны». Александрийская библиотека была сожжена первый раз в 47 году до нашей эры по приказу Цезаря, второй раз в 391 году нашей эры христианскими фанатиками. Не ясно, что там в седьмом веке нашей эры сжигал халиф Омар, который по договору капитуляции предоставил грекам один год для вывоза своих культурных ценностей. Халиф Омар решился на такую уступку проигравшему битву противнику, а из него сделали злодея.
Не понятно, на какую книгу при поджоге библиотеки ссылался Цезарь, и что стало причиной поджога для христианских фанатиков. Но легенда сработала и сделала свое дело. Некоторые люди подумали, что достаточно прижать к груди Коран, и все знания мира вмиг окажутся у них в голове. Не знаю, что там на самом деле сказал халиф Омар. Если даже халиф Омар сказал это, то не могу с ним согласиться. Нужно было не сжигать Александрийскую библиотеку, а наоборот, нужно было запрещать трогать Коран в целях извлечения знаний, пока всякий, желающий заниматься толкованием Корана, не прочтет все книги Александрийской библиотеки. У нас толкованием коранических аятов о джихаде занимаются люди, которые толком читать и писать не умеют. Давайте не будем брать на себя миссию пророков. В Земле спрятаны все металлы мира, но это не значит, что они находятся в твоем огороде.
Мы живем в одной республике. У нас достаточно много проблем, над решением которых нам всем вместе предстоит долго работать. Из-за чьих-то шкурных интересов мы на ровном месте создали себе такую проблему, из-за которой у нас руки не доходят до решения более важных проблем. Один дагестанец убивает другого. Что мы этим решаем? Чего мы добиваемся? Если нас так много, давайте сократим рождаемость. Для чего мучаем своих матерей? Возрождение и процветание Дагестана зависит только от нас. За пределами Дагестана еще есть силы, мечтающие о нашем разрушении.
Дагестан – один на всех. У нас нет отдельного Дагестана для работников правоохранительных органов. У нас нет отдельного Дагестана для исламских радикалов. В наших руках превратить свою жизнь в невыносимый ад для себя и окружающих, вынуждая государство истреблять тех, кто с оружием в руках сопротивляется воле большинства. В наших руках превратить Дагестан в райский уголок, приучая себя ежедневно делать что-то полезное для общества. Выбор за нами. Да поможет нам Всевышний сделать правильный выбор.

Статьи из «Антитеррор»

Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта

1
Цель данных рекомендаций - помочь гражданам правильно ориентироваться и...

Действия при получении сообщения об угрозе террористического акта

8
Сообщение об угрозе террористического акта может поступать несколькими способами. Чаще...

Производная войны

14
Обстрелы приграничных российских городов, гибель мирных граждан – это циничные преступления Киева и компании, рассчитанные на дестабилизацию обстановки в нашей...

Театр воспитывает

37
Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые были подмечены еще...

Терроризм – путь к разрушению

44
Переросший в глобальную угрозу современный терроризм все...

Портал противодействия

63
Специфический террор, трансформируясь, обретает видоизмененные контуры локальной убойной...

Мы разные. Но мы вместе

72
Можно ли утверждать, что наплыв яростного террора 90-х годов прошлого столетия прошел точку...