Купить PDF-версию
16:16 | 16 апреля, Вт
Махачкала
X
04:47 14.05.2009

Трансиллюзии Елены Гапуровой

В «Первой галерее» современного искусства состоялась выставка известного художника Елены Гапуровой «Трансиллюзии».

Творчество автора хорошо известно дагестанским любителям живописи. Е.Гапурова-участник всевозможных республиканских, всероссийских, зарубежных выставок. Ее работы  хранятся в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.Гамзатовой, ДГОМе, в частных и корпоративных коллекциях. Автор относится к разряду мастеров изобразительной школы, которых отличает кропотливый, вдумчивый подход в творчестве. И они находятся в вечном поиске самовыражения себя в искусстве. Коллекция работ художника разнообразна в жанровом решении, технике и манере. Живопись, графика, Е.Гапурова не замыкается на каком-либо отдельном направлении,  будь-то фигуративное или абстрактное искусство. Но выражает себя опосредственно, концептуально выстраивая «гапуровскую» линию, смело экспериментируя не только в манере живописи, но и в психологических размышлениях индивидуальной последовательной личности.

«Трансиллюзии» — это своего рода медитация художника, проецирующего будущее через прошлое и пророчески предвосхищающего «картину событий» века грядущего. Условный мир, разделенный невидимыми границами параллельных миров, похожими и одновременно полярными, более совершенными цивилизациями, снисходительно взирает на неразумную молодую планету. Но в этом и заключается счастливый фокус человечества, только постигающего космос с его беспредельной и таинственной бездной без начала и конца, где земля лишь крохотная песчинка, заплутавшая в многомерных мирах.  Словно робкий цветок, планета обретает уверенность, прорастая материализованной средой: теплотворными артериями недр, водой, солнцем, а значит, самой природой. Привязанность к животворящей «фактуре» питает землян воспламеняющимися биологическими импульсами. И набираясь опыта и знаний, они достигают высот в совершенствовании устройства «своего» мира, а значит, и в постижении космических законов мирозданья. 

В последовательной ритмичной направленности «триптих» «Трансиллюзии» -«К –Трансиллюзии»-«Проекции» Е.Гапуровой заставляет напряженно бьющуюся мысль обратить взор внутрь себя и отыскать в укромных уголках подсознанья притаившиеся диковинные трансформации, опутанные нитями-водорослями прожитого не в одной, а в нескольких жизнях — этапах, и заставляя с инстинктивной настороженностью воспринимать противоречивый, непредсказуемый, загадочный мир с ожидаемой вселенской цикличностью, завершающей очередной виток цивилизаций. Подобное раздвоение сознания приводит к тиражированию сомнамбулических мыслей-призраков, томящихся в бренной оболочке и перевоплощающихся в качественно новую проекцию с энергетическим клонированным багажом знаний и ощущений. Композиции многослойны и фосфоресцируют как бы изнутри «движущимися» серебряными бликами. Их хочется «приоткрыть» или даже запустить руку в мешанину красок и обнаружить пересекающиеся стволовые клетки-волокна, живительными ответвлениями оздоравливающие больной организм. Растекаясь насыщенной масляной массой, они произвольно образуют то стремнины глубоководных рек, то светящийся до рези в глазах солнечный диск, то бескрайние дали степей, контуры фантастических гор и людей-символов, в которых нетрудно угадать пещерного пращура или пришельцев с далеких планет, а зачастую и вполне банального соплеменника с характерным профилем в папахе. В фонтанирующих цветочных выбросах нетрудно разглядеть урбанизированные сюжеты,  города-небоскребы, стремительный людской поток  и одновременно пейзажи сельских улочек, древних построек, ступенями уходящих ввысь к небу, где верхушки гор сливаются с облаками. Пиктографическим языком «разбросанных» сгустков красок художник добивается максимальной приближенности к реалистичной манере, подталкивая и зрителя к тому, чтобы он без чьей-либо помощи самостоятельно «разглядел» в, казалось бы, хаотичных мазках все, что хотел передать художник, а, может быть, что-то большее, созвучное внутреннему состоянию.

Мысли-размышления «пробиваются» сквозь закодированные символы и выстраиваются в строгий ритмический ряд. И зритель вместе с автором плавно переходит от одной сюжетной канвы к другой, напоминающей бесконечный гигантский вертикальный хребет, от которого импульсами отталкиваются нервные окончания. Композиционный многосоставный строй образует единое магическое «поле чудес», попадая в которое невольно заряжаешься аурой, вызванной скоплением оптимистических оттенков и контрастных цветовых решений. Магия белой энергетики буквально «хлещет» из камерных работ Е.Гапуровой. И почти физически начинаешь ощущать, как контрастная «сарьяновская» гамма обволакивает живительной влагой, заставляя менее обостренно воспринимать отрицательные стороны действительности и более созерцательно относиться к несовершенному миру.

Что есть человек – создатель или порождение высшей неведомой силы? Каково его предназначение на земле? И удастся ли людям достичь совершенства, лишенного пороков, уравновешивающего добро и зло? Эти извечные вопросы будоражат человечество с момента зарождения жизни. И трансиллюзии Е.Гапуровой – попытка проникнуть в оболочку закупоренных блоков, где сконцентрирована зашифрованная информация о существовании других, более совершенных, форм жизни, и о том, какие же силы на самом деле управляют нашей планетой.

Прозрачные, почти невидимые молекулы, разбросанные по поверхности полотен художника, как бы скапливают в условной флэшке информационные потоки, индикаторным «свечением» красок материализуя мысли-озарения, которые «посвященные» объясняют своей исключительностью. Художник, кажется, помимо своей воли, фиксирует динамичную фактуру земного притяжения. И даже не замечает, что рука выводит заданные ромбовидные диаграммы, квадратные фигуры, создавая мозаичное полотно, олицетворяющее связь многомерных миров.

Выставка художника Е.Гапуровой в очередной раз продемонстрировала, что только высокое искусство способно силой мысли донести до души человеческой осознание своего места в жизни, но и ощутить гармонию с окружающим миром, сохранить равновесие и веру в то, что все в наших силах, надо только в это поверить…

Статьи из «Культура»

Яран-Сувар на берегах Невы

4
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

5
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

3
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

3
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

Иван Хлестаков из Махачкалы

22
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

30
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

18
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Письмо к женщине

26
В 1924 году поэт Сергей Есенин написал свое известное стихотворение «Письмо к женщине». Это...

Музыкальные впечатления

7
Дагестанская филармония провела концерт, посвященный 185-летию со дня рождения выдающегося...

Умрет ли писательство как профессия?

6
Сколько сегодня зарабатывают писатели в России? Почти ничего, к сожалению. Более того, сами издательства требуют у авторов...

Призвание дагестанской интеллигенции

13
Дагестан – признанный регион уникальной многонациональной культуры. Её творцом, носителем и распространителем...

Загадочный ашуг с глубоким взглядом

29
Эти пронзительные строчки со смыслом не могут не...