Купить PDF-версию
14:34 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
10:31 23.11.2022

На перекрёстке международных маршрутов

Дагестан в силу своего географического положения оказался на перекрёстке многих международных транспортных маршрутов. Здесь пересекаются международные транспортные коридоры «Север – Юг» и «Восток – Запад». 

Тем не менее до последнего времени не очень высокими темпами развивалась в республике транспортная инфраструктура, в международных цепочках логистики Дагестан практически не участвовал. Недаром народ сложил пословицу «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Она применима к нашему случаю, поскольку в условиях санкций грузооборот портов Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов, автомобильных и железнодорожных подходов к ним сокращается. На этом фоне наблюдается переориентация грузопотоков на восточный и азиатские товарные рынки, в том числе через международный транспортный коридор «Север – Юг».

Из этого следует, что транспортный комплекс Дагестана в составе железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта стал стратегически значимым не только для России, но и для прикаспийского, среднеазиатского и юго-восточного макрорегионов.

Но готова ли республика к возрастающим транспортным и грузовым потокам? Железная дорога прямо сегодня осилит многократный рост интенсивности движения. В таком режиме совсем недавно железная дорога работала – мы ведь помним, что во времена СССР через каждые 15–20 минут проезжали составы поездов. Аэропорт и морской порты также смогут осилить возросшие нагрузки. Проблемы возникают лишь с автомобильным транспортом.

Но и они решаются. Свидетельством тому работы, проводимые на Федеральной автодороге Р-217 «Кавказ», которая берёт своё начало от Федеральной дороги М-4 «Дон» в Краснодарском крае. Её общая протяженность около одной тысячи километров. В Дагестане дорога проходит от административной границы с Чеченской Республикой до государственной границы Российской Федерации с Азербайджанской Республикой. На дагестанском участке с начала года грузопоток увеличился на 40 %.

Но из 276 километров четыре полосы имеют только 65. Это пока. Как заявляют в управлении дороги, до конца 2024 года в Дагестане четырёхполосной станет не менее половины ее протяжённости. Сейчас активными (а где-то и опережающими) темпами ведется капитальный ремонт семи наиболее загруженных участков протяженностью 78 километров.

Кроме того, в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в текущем году, по данным Россавтодора, четырехполосными в Дагестане сделают 8 км автомобильной дороги регионального значения в обход села Манаскент с подъездом к санаторию «Каспий». Также четырехполосными после капитального ремонта в 2022 году станут 4 километра автомобильной дороги Махачкала – Буйнакск – Леваши –
В. Гуниб.

Со сроками понятно. А что с качеством работ? В Упрдор «Кавказ» заверяют, что скорость выполнения работ не повлияет на качество: каждый этап производства проверяют сотрудники дорожной лаборатории при отделе контроля качества и специалисты стройконтроля.

Параллельно ученые и практики ведут поиск новых материалов и технологий, позволяющих удлинить сроки эксплуатации дорог. Недавно на площадке Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД в режиме ВКС прошла онлайн-встреча заместителя Председателя Правительства РД Ризвана Газимагомедова с ведущими учеными Московского автомобильно-дорожного университета.

По словам учёных, с каждым годом с ростом грузоподъёмности транспорта увеличивается и нагрузка на дороги (за последние 30 лет она увеличились в 4 раза) при той же её несущей способности. Под нашим южным солнцем асфальт плавится, на дорогах появляются колеи, что требуют дополнительных сил и средств на ремонт.

Учёные видят выход в том, чтобы под асфальт укладывать бетонное покрытие. По ныне действующим нормам толщина асфальтных слоев должна превышать 30 см, а стоимость за тонну составляет от 30 до 40 тысяч рублей. При этом стоимость цемента составляет 6–8 тысяч руб­лей за тонну. Если же асфальт укладывать на бетонное покрытие, стоимость работ удешевляется на 15–35 %, но при этом долговечность самой дороги значительно возрастает.

При этом отмечалось, что Дагестан располагает существенными конкурентными преимуществами при реализации указанной технологии по сравнению с другими регионами России. Речь идет о возможности использования местных ресурсов, имея в виду существующий потенциал разработки собственных карьеров по добыче щебня, песка, гравия и других дорожно-строительных материалов. Кроме того, в Дагестане имеются все необходимые компоненты для развития собственного производства цемента.

«Мы давно говорили о переходе во многих местах на цементно-бетонное покрытие дорог, это для нас намного перспективнее, особенно учитывая, что у нас южная республика», – подчеркнул Ризван Газимагомедов.

Всё это говорит о том, что наши дороги станут и безопасными, и качественными. Если по республике проходят международные транспортные маршруты, иначе и быть
не может.

Тэги:
дороги,

Похожие

Дороги ведут к развитию

21
Дороги - кровеносные со­суды экономики. Трудно сказать, кому первым пришло в голову такое...

Дороги высоких стандартов

114
За последние три года в Дагестане построено и реконструировано 116 км дорог и 19 мостов,...

Транспортные алгоритмы Дагестана

472
Транспортная инфраструктура в настоящем – один из...

На пути к безопасности

56
Создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры – одна из главных...

Асфальт на серпантине

5884
За последние пару десятков лет наша республика добилась внушительных успехов в дорожном...

Дороги в будущее

34
Каких только шуток и даже издевательских замечаний о состоянии дорог в России не придумано...

Участок дороги «обули» по-новому

50
В рамках национального проекта «Безопасные качественные...

Будут строить по-новому

88
Строительная отрасль занимает значимое место в экономике Дагестана. К примеру, в 2021 году ее...

Хорошие дороги – к красивым местам

48
Почти 80 км Федеральной трассы «Кавказ» на пути к...

Из пункта А в пункт В

49
Безопасные и качественные дороги. Многие из нас слышали это словосочетание. Это...

Дороги расширят

60
К расширению загруженных участков близ населенных пунктов Хасавюрт, Избербаш и Мамедкала, а...

Статьи из «Экономика»

В переработку идут инвестиции

11
В минувшем году предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции в Дагестане...

На поля пришла работа

35
Результаты последних лет показывают, что огородный сезон в Дагестане длится круглогодично....

«Работа России. Время возможностей»

10
Порядка 700 человек было трудоустроено в 2023 году в рамках Регионального этапа Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа...

Порт станет акционерным обществом

7
Президент РФ В. В. Путин подписал указ о создании акционерного общества «Север – Юг» и передаче под его юрисдикцию акций...

Наука в русле агропрома

35
На территории нашей республики действует множество научно-образовательных учреждений с...

…А могут быть и штрафы

3
В связи с продолжающейся декларационной кампанией УФНС России по Республике Дагестан...

«Прорывные» проекты республики

17
Как мы уже писали, недавно на стратегической сессии под...

Независимая оценка квалификации

17
Кадровый дефицит – одна из самых острых проблем для...