Сейчас в Гумбетовском, Унцукульском, Гергебильском и других районах начали собирать абрикосы. Это заметно и по желтеющим день ото дня городским базарам, где деликатесный продукт реализуется по 70-100 рублей за один килограмм. Словом, самая пора позаботиться о том, чтобы и абрикос, и огурец, и томаты попали в консервные банки.
Об этом наша беседа с начальником Управления пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РД Халилбегом Ахмедовым.
— Халилбег Магомедович, начнем беседу с воспоминания о конце 80-х — начале 90-х годов, когда ежегодный объем производимых в республике плодоовощных консервов приближался к 400 миллионам условных банок (муб).
— Да, консервная промышленность в ту пору являлась гордостью республики и примером для всей страны. Почти во всех районах были построены фруктовоконсервные заводы (ФКЗ). Благодаря им обеспечивалась занятость населения. Статистика убеждает в том, что один работающий на ФКЗ человек обеспечивает работой от 10 до 15 садоводов и овощеводов. Понимание роли и значения переработки плодов и овощей было в основе политики руководства РД и всемерной поддержки отрасли со стороны государства. Это и обеспечивало успех.
Со времени начала реформ и приватизации ФКЗ сдали позиции. Кто бы сегодня ни являлся собственником заводов, имеющиеся в их распоряжении мощности являются национальным достоянием нашей республики. Но они простаивают и не дают никакой отдачи ни государству, ни обществу, ни предпринимателям. Всю глубину падения можно проследить судя по тому, что в 2007 году консервными предприятиями республики выработано всего 20,5 муб плодоовощных консервов, что в 20 раз меньше, чем, например, в 1990 году. Мы уступаем в переработке даже северным, в частности, Тульской и Новгородской областям.
— В чем причины упадка в отрасли? Каков путь вывода ее из кризиса?
— Причин много. Во-первых, более чем за полтора десятилетия практически ни один ФКЗ не приобрел и не работает полностью на новой технике, а старое оборудование обветшало настолько, что не отвечает санитарно-техническим требованиям. С другой стороны, ФКЗ вечно недостает собственных и заемных оборотных средств для приобретения сырья, вспомогательных материалов, тары. В-третьих, сырье, производимое в малых фермах хозяйствования и в малых объемах, дорого и становится причиной роста себестоимости продукции. Вдобавок продолжается рост цен на энергоносители и на железнодорожные перевозки. Кроме того, повышение себестоимости консервов связано с тем, что плодоовощная продукция производится у нас из натурального сырья без использования концентратов, ароматизаторов и других химических компонентов, как у наших конкурентов. Для наших ФКЗ серьезной проблемой является реализация продукции. Это прежде всего связано с несоответствием упаковки и фасовки европейским стандартам, мы все еще не умеем должным образом рекламировать свою продукцию.
— В недавнем прошлом маленькая Кабардино-Балкария производила плодоовощных консервов в два раза меньше, чем в Дагестане, а теперь производит их в восемь раз больше. Помните, заместитель Председателя Правительства РД – министр сельского хозяйства Мурат Шихсаидов предлагал изучить опыт соседей?
— Первыми шагами дагестанских консервщиков, к успеху считаю то, что ООО «Буйнакский консервный завод» оказана поддержка и начата полная реконструкция, установлены новые технологические линии по производству соков и компотов. После модернизации мощность этого завода составит 40 муб консервов в год.
ООО «Хасавюртовский консервный завод» получил в прошлом году кредит на сумму 300 млн.рублей на реконструкцию и техническое перевооружение предприятия. В перспективе достижение мощности 20 муб в год.
В последнее время нужды консервных предприятий, в том числе и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере переработки, начали находить понимание в Дагфилиале ОАО «Россельхозбанк». Консервщикам выдано кредитов в три раза больше, чем в прошлом году.
Рост внимания не замедлит сказаться на отрасли. В дальнейшем, поскольку государство заинтересовано в росте занятости сельского населения, сохранении хозяйственных навыков жителей районов традиционного садоводства и овощеводства, мы надеемся на то, что в республиканском бюджете ежегодно будут предусматривать средства на лизинг оборудования и технологических линий. Будут поддержаны субсидированием инвестиционные кредиты, реализация готовой продукции ФКЗ бюджетным учреждениям и воинским подразделениям.
— В текущем году сбор плодов и овощей начался, и уже появляются признаки массовости этой работы. То есть настал консервный сезон. Какое количество консервных заводов начало принимать сырье?
— Ни на одном консервном заводе еще не приступили к приему и переработке плодов и овощей. Но в первых числах июля начнут принимать абрикосы Тлохский, Гергебильский, «Дружба» (Гунибский район); ягоды, плоды и овощи – Дербентский, Хасавюртовский, Тагиркентский и некоторые другие консервные заводы. А всего их два с половиной десятка, крупных и средних перерабатывающих предприятий.
Поскольку в текущем году заводы получили значительно больший, чем раньше, объем кредитов, то, думаю, что и производство консервной продукции увеличится соответственно. Мы очень надеемся на успех консервщиков. В 2008-м году в деле поддержки консервщиков мы сделали шаг вперед.
— Халилбег Магомедович, в течение последних лет накопилось очень много вопросов к стилю работы директоров, ставших по сути собственниками заводов.
— Все заводы акционированы. Но кому бы они ни принадлежали, я повторяюсь, это достояние дагестанского народа. Там работают наши люди, которые, в свою очередь, помогают иметь работу сельхозтоваропроизводителям. Налоги от деятельности этих предприятий также поступают в бюджеты районов и республики.
В текущем году консервные предприятия получили 80 млн.рублей кредитов, мы не анализировали, но такая же, если не большая, сумма вложена самими предприятиями в ежегодные ремонтные, восстановительные работы.
Что касается хозяев заводов, многих знаю лично, то домов или иной собственности, продав которую они могли бы поправить положение дел с финансовыми средствами предприятий, у них нет.
Плюс к тому, нашим ФКЗ трудно вести конкурентную борьбу с четырьмя консервными монстрами (в т.ч. «Винбильдам», Лебединский консервный завод), которые выпускают 90 процентов всей российской плодоовощной консервной продукции.
К чести наших предприятий, как бы ни было трудно, они перерабатывают хоть мало, но только то, что выращивают наши сельхозтоваропроизводители, т.е. натуральную и экологически чистую продукцию. А наши конкуренты перерабатывают преимущественно импортное сырье, то есть обслуживают заграничных сельхозтоваропроизводителей.
Дагестанские консервщики целых 15 лет топчутся на одном месте. Но мы уже делаем первые шаги в правильном направлении, и думаю, что наша натуральная, экологически чистая продукция найдет свою нишу и на дагестанском рынке и пробьется на рынки других регионов.
P.S: А ведь не забыты еще времена, когда консервные заводы, не поморщившись, проглатывали и гораздо большие суммы государственной помощи, не возвращали кредиты, банкротились. Наши директора имеют хороший опыт изготовления не пользующихся спросом и очень дорогих плодоовощных консервов. Многие из них ищут ранние огурцы для соления поздним летом, спелые помидоры в мае, а абрикосы – в августе-сентябре. Да и в текущем году июнь месяц, когда в обилии вишня, черешня, ранние огурцы, консервщики, считай, проворонили. Собственники оказались плохими хозяевами и никудышними менеджерами.