Купить PDF-версию
16:18 | 30 апреля, Вт
Махачкала
X
10:10 28.12.2010

Поделись своим искусством

Река берет свое начало у маленького родника и, долго скитаясь, бурно уносит с собой к морю все, что встречает на своем пути, становясь большой, полноводной и могучей. Завершая свой путь, река тихо отдает всю мощь и силу морю, даже не задумываясь, откуда родник берет свое начало.

Это не слова философа, это слова человека, который философски мыслит. Заслуженный деятель искусств РД, заслуженный учитель РД, кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания ИЗО и ДПИ Магомед Омаров весь свой опыт, мудрость и прозорливость берет у своего народа и времени, по крупицам впитывая его радость и горе, обычаи и традиции, откристаллизовавшиеся в эпосе, легендах, сказаниях, песнях, в художественных ремеслах, выражая затем все это богатство современным языком. Живя с народом одной жизнью, художник плывет по течению реки времени: из настоящего в прошлое, а дальше — в будущее. Чем ближе он к народу, тем более искренен в своем творении. Так художник становится пророком своего народа и времени.

Магомед Омаров родился в 1950 году в селении Мошоб Чародинского района. В 1981 году с отличием окончил Дагестанский государственный педагогический институт. С этого времени он одновременно начинает свою творческую и преподавательскую деятельность, активно участвует во всевозможных выставках.

За 25 лет педагогической деятельности он прошел непростой, но достойный путь от учебного мастера до профессора. С 1990 г. руководит учебно-творческой мастерской факультета по керамике. Его студенты участвуют во всех выставках прикладного искусства, проводимых в республике, а также в Москве и Турции.

В мастерской М. Омарова яблоку негде упасть в прямом смысле этого слова. На полках мастерской десятки удивительных персонажей, целые скульптурные композиции. Все они выполнены в единой стилистической манере и поэтому всегда узнаваемы. Мастер словно воссоздал небольшой мир человеческих отношений и характеров, хотя и приведенных к нескольким обобщенным типам: задумчивого сельского философа, балагура-чревоугодника, лихого в прошлом джигита… Занятия его персонажей также непритязательны: один на ослике едет на базар, другие балагурят на годекане, кто-то что-то мастерит, кто-то играет на барабане или зурне. В глиняных сосудах часть глухой стенки заменена сложной конфигурацией переплетающихся жгутов, в которой можно встретить виноградную лозу с тяжелыми гроздьями, птицу, змею или оленя с ветвистыми рогами.

Магомед Манилмагомедович — автор двенадцати научно-методических публикаций, из которых шесть — учебно-методические пособия для школ, училищ и вузов художественного профиля. Особую популярность в современном образовательном процессе имеют «Пластическая анатомия», «Скульптура и пластическая анатомия», «Лепка и керамика», «Художественная керамика», «Художественная керамика для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» и другие.

Большая редкость, когда талантливый человек может на столь высоком уровне делиться своим даром и учить молодых талантливых дагестанцев не только традиционному ремеслу своего народа, но и приобщать их к предпринимательской деятельности, умению честно и достойно заработать. Для кого-то это покажется странным, но, как признается сам М.Омаров, если за годы учебы студенты будут тратить все свои силы на учебу, – успех, в том числе и финансовый, не заставит себя ждать. Среди учеников М. Омарова есть известные художники, дизайнеры, сценографы: Гамид Балиев — график, Хадижат Алишева — театр, Вера Агошкина — модельер, Сахратула Касаев — живописец. Хотя в первую очередь, как говорит сам Омаров, он готовит будущих учителей ИЗО и труда. — Я как педагог понимаю, что для полноценной подготовки специалистов необходима серьезная практика. А для этого нужны экспериментальная программа по художественным спецпредметам для средней школы и сама школа, в которой эту программу можно было бы апробировать. Такой школой стала 29-я Махачкалинская средняя школа, где с первого по шестой классы ведется кружок по декоративно-прикладному искусству. По этой же программе работают школы искусств № 8 в Махачкале, № 5 в Каспийске и в Гунибе. На уроках художественной керамики дети учатся не только гончарному ремеслу, но и развивают пластическое мышление, эстетический вкус, — говорит мастер.

Не раз предпринимались попытки возродить и испикскую, и сулевкентскую керамику, но возродить то, что ушло в глубь веков, по-видимому, уже невозможно. Да и нужно ли? На этот счет у мастера есть своя, особая точка зрения. По мнению М. Омарова, нужно заниматься не возрождением старого, а творческой переработкой всего того, что уже стало классикой, иными словами, созданием на основе традиционной народной культуры новых, современных, даже авангардных форм. Это могут быть предметы быта и интерьера, в которых веками отшлифованные типы форм, декора, символики гармонично соединятся с современным дизайном, а старые технологии передадут новое содержание. Это явление мы уже давно наблюдаем в изобразительном искусстве, когда авангардно мыслящие художники черпают в богатейшей дагестанской народной культуре очень многое в плане цветовых и пространственных отношений, фактуры, системы знаков и символов.

Статьи из «Культура»

Новая старая «Ханума»

101
Спектакль – праздник! Спектакль – тост! Спектакль, во время которого вы вдруг окажетесь на...

20 лет с именем Гамзатова

50
Мы идем в библиотеку, чтобы почитать в тишине, найти нужную научную или специальную...

Танец – это маленькая жизнь

164
Люди, посвятившие себя хореографии, буквально живут танцем, раскрываясь в нём и передавая...

Народный этикет подскажет

15
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

13
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

16
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

12
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

15
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

68
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

34
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

121
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...