Купить PDF-версию
18:41 | 15 мая, Ср
Махачкала
X
09:21 31.05.2019

На уровне ведущих вузов страны

Сулейман Маммаев, ректор ДГМУ
Выпуск - 2019 №№ 151-152
30

Компетентностно-ориентированное образование – объективное явление в отрасли, вызванное социально-экономическими и педагогическими предпосылками. Это реакция образования на изменившиеся социально-экономические условия, когда рынок предъявляет к специалистам новые требования, которые недостаточно учтены в программе их подготовки. Это не столько требования к содержанию образования, сколько к целям, результатам и педагогическим технологиям обучения.

В качестве цели в современном образовании рассматривается формирование у специалиста соответствующих его профилю компетенций. В качестве интегрального социально-личностного и поведенческого феномена как результата образования сегодня выступают компетенции (совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов) и компетентности (владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности) студентов.

Компетентностный подход – это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализация, развитие индивидуальности и самоактуализация. Такой подход ориентирует систему образования на обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями современного общества, что согласуется не только с потребностью личности интегрироваться в общественную деятельность, но и потребностью самого общества использовать потенциал личности.

Согласно образовательным стандартам компетенция – это способность применять знания, умения и проявлять личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Концепция модернизации российского образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных и т.д.) компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

В последние годы в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в Дагестанском государственном медицинском университете активно внедряется компетентностный подход к обучению. Это участие обучающихся в работе по профилактике и предупреждению распространения различных заболеваний, посещение детских домов, домов престарелых, забота о слабых, благотворительные акции и многое другое. Все это в совокупности и формирует, по нашему мнению, грамотных специалистов, которые готовы и умеют оказывать медицинскую помощь.

И мы уже видим результаты такого подхода к образовательной деятельности. Наши студенты демонстрируют знания и умения на уровне обучающихся ведущих вузов страны и зарубежья, а иногда и выше. Так, буквально на днях студентка Медицинского колледжа ДГМУ Написат Халитова заняла второе место в компетенции «Медицинский и социальный уход» в финале VII Национального чемпионата рабочих профессий «Молодые профессионалы», который прошел в Казани. Теперь она в составе сборной России примет участие в чемпионате мира, который пройдет в 2020 году в Шанхае.

Для распространения этого опыта в Даггосмедуниверситете будет создан учебный Центр компетенций по медицинскому и социальному уходу. Успех наших студентов очень значительный, и они на базе этого центра должны готовить своих сокурсников, обучающихся младших курсов, подбирать себе достойную смену.

В прошлом году другая студентка Медколледжа Джамиля Казимова также стала серебряным призером в компетенции «Медицинский и социальный уход» по итогам IV Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Ярким примером компетентностно-ориентированного образования может послужить и студенческий спасательный отряд ДГМУ «Снежный барс». Ребята входят в состав Всероссийского студенческого корпуса спасателей, активно проводят обучающие тренинги по азам оказания первой помощи для учителей школ, воспитателей детских садов, старшеклассников, участников различных форумов, а также для всех желающих. Руководитель отряда – наша студентка Диана Султанова – стала в прошлом году победителем в номинации «Смелые сердцем» (волонтёрство в чрезвычайных ситуациях) Всероссийского конкурса «Доброволец России-2018». Победители конкурса получили гранты в размере до 1 миллиона рублей на развитие своих инициатив.

Наши студенты нередко становятся победителями и призерами олимпиад и конференций Всероссийского и международного уровня. Только за последние несколько месяцев наши команды заняли призовые места на олимпиадах по детской хирургии, эпидемиологии, нормальной физиологии, гигиене, стали победителями и призерами различных конференций российского и международного уровня.

Статьи из «Образование»

В Дагестане написали «Диктант Победы»

23
Вчера в Дагестане на 170 муниципальных площадках...

Народный этикет подскажет

20
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Тотальный диктант объединяет народы

22
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

10
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

16
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

8
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

67
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

51
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

101
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

13
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

41
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

31
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...