Не разрушать, а создавать
На страницах «Дагестанской правды» продолжается дискуссия относительно перевода республиканских детско-юношеских спортшкол из системы Минобразования в ведение Министерства спорта. Сегодня своим мнением по этому поводу делится заслуженный работник физической культуры и спорта РД, директор спортивной школы селения Мюрего Сергокалинского района Гамид Магомедов.
— На коллегии Минспорта РД этого года, — говорит он, — было отмечено, что систематическими занятиями спортом охвачено всего 8 % нашего населения. Это реальная картина. К 2020 году ставилась задача – повысить количество занимающихся до 50 процентов. Удастся ли добиться такого прогресса — большой вопрос, потому что во многих селах и районах напрочь отсутствует спортивная материально-техническая база. Вместе с тем надо понимать, что наличие базы не всегда может гарантировать итоговый положительный результат. В этой связи вспоминаю своего учителя, великого Али Алиева, который до приезда в Махачкалу и поступления в мединститут, не имея должных условий в родном Чохе, тренировался в старой мечети, постелив на пол солому. Этот яркий пример я привожу для того, чтобы руководители городов и районов знали: база – не самое основное. Необходимо еще и желание. Если оно есть, то можно тренироваться и на соломе. У Али Зулкарнаевича желание было, поэтому он и стал пятикратным чемпионом мира.
Сегодня мы много говорим об обеспечении конкурентоспособности дагестанского спорта на российской и международной спортивной арене, укреплении спортивного авторитета Дагестана. Одним из условий реализации, по словам спортивных чиновников, является устранение недочетов в действующей законодательной и нормативной базе, регулирующей деятельность спортивных школ. Каким образом? За счет перевода детско-юношеских спортшкол из системы Министерства образования в ведение Минспорта.
Слышал, что работа в этом направлении ведется, и ДЮСШ Махачкалы, Избербаша, Хасавюрта, а также некоторых районов Дагестана перешли в ведение спорткомитетов на местах. Считаю это правильным решением, потому что каждое ведомство должно заниматься своими основными функциями. Я так понимаю, что в результате этого перевода ДЮСШ теперь будут преобразованы в спортклубы. Возникает вопрос: к чему все это в итоге приведет? Возьмем для примера Украину.
Я прожил там 25 лет, окончил государственный институт физкультуры и спорта, работал тренером ШВСМ и председателем спортклуба в сельхозинституте, короче говоря, хорошо осведомлен о ситуации в спорте в этой стране. Так вот, в Украине спортивные клубы входят в структуру различных организаций (мебельных и швейных фабрик и т. д.), ДЮСШ в свою очередь находятся на балансе администраций городов и районов. То есть там сберегли и то, и другое.
В какой-то момент спортклубы собирались расформировывать, но их заставили сохранить в «добровольно-принудительном» порядке. Почему? Понимаете, клубы ведь в основном занимаются оздоровлением детей и молодежи, а ДЮСШ непосредственно развитием спорта. Я не сторонник того, чтобы ликвидировали ДЮСШ и создавали на их месте спортклубы. Но этот процесс уже начат. На мой взгляд, можно было сохранить то, что есть, и открыть при этом спортивные клубы. Создание спортклубов, безусловно, способствует развитию массового спорта, соответствует государственной программе оздоровления нации, но противопоставлять их, сокращая сеть ДЮСШ, – идея не самая лучшая. Так делать нельзя.
Говорят, что неоспоримые плюсы спортклубов – это их существование за счет взносов и добровольных пожертвований… Но на самом деле на произвольные средства они существовать постоянно не могут. Спортклубы, как СДЮШОР и ДЮСШ, финансируются из бюджета. Не секрет, что тренерский контингент в большей части детских спортшкол – это не специалисты, неудавшиеся в прошлом спортсмены. Вот их можно было бы занять работой в спортклубах, а компетентные наставники, специалисты с высшим образованием должны трудиться непосредственно в школах. Уверен, что нужно ориентироваться на украинский опыт — сохранить сеть ДЮСШ и открыть спортклубы по месту жительства.
Перевод в ведение Министерства спорта и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва? На этот счет у меня имеется своя, отличная от других точка зрения. Не думаю, что руководители городов и районов заинтересованы в передаче СДЮШОР, потому что они долгие годы содержали эти учреждения за свои средства, создавали базу, привлекали людей… Их и необязательно передавать на баланс спорткомитетов, потому что Министерство спорта РД и так ведет ежегодный контроль их деятельности и требует результата. В случае же, если результаты слабые, то школы олимпийского резерва преобразовываются в обычные детско-юношеские учреждения спортивной направленности.
В заключение я хотел бы сказать вот что: спортшколы и спортклубы выполняют разные функции, и потому обе инстанции для достижения результата необходимы. Нельзя разрушать одно и создавать другое — это будет непоправимой ошибкой. Сохранить существующую систему, при этом постоянно совершенствуя и модернизируя ее – только в таком случае мы сможем с уверенностью говорить об оздоровлении нации!