Закон на вашей стороне – воспользуйтесь им
Неудовлетворительная эксплуатация лифтов в столичных высотках на страницах нашей газеты обсуждалась не раз. Много жалоб от жильцов. Прежде всего претензии к графику, согласно которому работают эти технические сооружения в многоэтажных домах города уже долгие годы. Лифт в Махачкале не работает в ночные часы, и это, конечно же, не может не возмущать людей, в особенности, если их квартиры на верхних этажах. Впрочем, жалобы поступают и от жильцов нижних этажей. Плату взимают и немалую, утверждают они, тогда как на лифте на 2-3 этажи не подняться. Он обслуживает жильцов, как правило, лишь с четвертого этажа…
Причин неудовлетворительной работы столичного лифтового хозяйства несколько. Прежде всего это износ техники и слабая материальная база предприятия, обслуживающего несколько сотен лифтов махачкалинских многоэтажек. За долгие годы эксплуатации в лифтовое хозяйство не было вложено и рубля.
Из-за неплатежей МУП столицы, осуществляющее эксплуатацию и техническое обслуживание лифтов, лихорадит. Здесь часты задержки с выплатой зарплат персоналу, а об обслуживании лифтов в ночные часы и речи нет. Для того необходимы немалые средства. С каких денег оплатить сотни новых вакансий лифтеров-дежурных в многоквартирных домах?
Сегодня, когда реформа ЖКХ вступила в так называемую активную фазу, эксплуатация лифтов решением администрации города Махачкалы передана новым структурам ЖКХ — управляющим организациям и ТСЖ.
В принципе так должно было быть изначально, впрочем, как и то, что оплата за обслуживание лифта в доме обязанность собственника и является частью тарифа технического обслуживания, оплачиваемого жильцами управляющей организации или же ТСЖ.
Вот что по этому поводу нам сказали в жилищной инспекции РД.
«Согласно п.2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, лифт и лифтовая шахта являются общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в многоквартирном доме.
Статья 30 Жилищного кодекса РФ говорит о том, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме несет бремя содержания также и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Это означает, что все владельцы квартир в многоквартирном доме обязаны оплачивать обслуживание лифтов как общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в независимости от этажа, на котором находится их квартира.
То есть сумма за обслуживание лифта входит в тариф за техническое обслуживание дома, оплата за которое начисляется по общей площади квартиры. К тому же согласно
Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН), ремонт и эксплуатация лифтов (041107) является жилищной услугой, и оплата за нее и в советское время входила в так называемую квартплату, переименованную затем в техническое обслуживание дома. Поэтому тариф по тех.обслуживанию (ранее квартплата) имеет градацию: жилые дома со всеми удобствами и лифтами, жилые дома со всеми удобствами без лифтов и жилые дома пониженной капитальности.
Такая система оплаты за обслуживания лифтов существовала всегда, утверждают в инспекции, за исключением нескольких последних лет, когда оплата за лифт была вычленена из тарифа за техническое обслуживание дома в отдельную услугу и взималась по количеству прописанных в квартире жильцов. Это было неправильно, и с настоящего года она снова введена в тариф за техническое обслуживание жилого дома».
Согласитесь, вполне обстоятельное разъяснение обоснованности включения оплаты за услуги лифтов в тариф технического обслуживания дома. Но тут жильцы подымают еще один, вполне справедливый вопрос. Если лифт не работает в круглосуточном режиме, да еще и не обслуживает 2-3 этажи, на каком основании с них требуют деньги. Почему, к примеру, жильцы 2 или же 3 этажей должны обеспечивать обслуживание эксплуатации лифта, если они не могут им воспользоваться?
Сама постановка этого вопроса говорит о глубоком незнании нашими гражданами своих элементарных прав, которые, кстати, законом защищены достаточно основательно. Вот только, кто будет их отстаивать и защищать, если не сам гражданин?
Не платите за те услуги, которые не получаете. Подайте в суд на ту управляющую организацию, которая вымогает с вас деньги, не выполняя своих обязательств. У вас есть письменный договор с управляющей организацией? Нет? Тогда в чем вопрос, вы ничего ей, в принципе, не должны? Платите исправно за коммунальные услуги коммунальщикам, поставщикам энергоресурсов – напрямую, и баста. Техническое обслуживание – это хлеб управляющей организации, который она должна еще заработать.
Вы — собственник, управляющая же организация — ваш «слуга». Гоните его прочь, если не справляется. Соберите общее собрание жильцов. Организуйте ТСЖ. И если даже не желаете взваливать на себя бремя хозяйственной деятельности, объявите конкурс на освободившееся вакантное место. Наймите ту управляющею организацию, у которой и предложение будет лучше, и тарифы за техническое обслуживание ниже.
Это рынок, а ему присуща конкуренция. Такова суть новой редакции Жилищного кодекса, а также реформы ЖКХ в части управления жилищным фондом. Закон на вашей стороне, но им еще необходимо воспользоваться.