Купить PDF-версию
04:38 | 02 мая, Чт
Махачкала
X
09:27 02.02.2018

Мир глазами Мукминат Отевалиевой

Набиюлла Бамматов, заслуженный художник РД
Выпуск - 2018 №№ 25-26
172

Бескрайняя степь, поля, луга, тихий задумчивый лес, аисты в небе, современная ногайская жизнь – всё то, с чего начинается Родина, естественно и прочно воплощается в образном строе произведений Мины Отевалиевой. Но чаще всего художница рассказывает о людях, среди которых родилась и росла.

В декабре 2017 г. в Национальной библиотеке в Махачкале была открыта и прошла с большим успехом художественная выставка школы искусств им. Сраждина Батырова селения Терекли-Мектеб Ногайского района. Одним из преподавателей этой школы является Мукминат (Мина) Нурадиловна Отевалиева. Это одаренный человек, соединяющий в себе таланты художника и поэта. Она – художник-педагог, преподаватель изобразительного искусства и шитья по войлоку, автор поэтического сборника «Жизнь – это не песня», а также составитель двух ногайских календарей 2016-2018 гг.

О том, что она прекрасный педагог, говорит тот факт, что ее ученики – активные участники многих республиканских и международных конкурсов и выставок (на снимке вверху врио министра по национальной политике РД Татьяна Гамалей и Мукминат Отевалиева на вернисаже). Не отстает она и в собственном творчестве. За многие годы активной работы Мукминат Отевалиева создала десятки живописных работ, посвященных природе, достопримечательностям, разительным преобразованиям обновленного Ногая, родного Терекли-Мектеба.

Любовь к родному краю и людям – глубокий и чистый источник ее оптимизма и вдохновения. У нее своя определенная точка зрения на жизнь, свое понятие о ней, своя концепция, свое художественное видение.

В пейзажных полотнах художницы светлый лиризм сочетается с ее стихами, составляя единую поэтическую сюиту, воспевающую этот щедрый край. Один из примеров тому – картины «Лох узколистный у дороги» (2015 г.),

«По дороге в Карагас» (2016 г.). Пейзажи сродни поэме, прославляющей Родину, торжественной мелодии, в которой сливаются и колокольчик жаворонка, и клекот журавля. Панорамная точка обозрения позволяет автору создать образ земли — необъятной, могучей. Колорит картины построен на сложных, изысканных цветовых сочетаниях. Желто-зеленые тона травы, деревьев, свойственные ногайскому пейзажу, контрастируют с голубыми полутонами светящегося облака и неба.

Природа всегда была главным источником новых чувств и впечатлений для художницы. Она по-своему разрабатывала особенности пластического языка, обращаясь к тематике, подсказанной новой жизнью народа. Проблемы сегодняшнего села, народные обычаи и праздники составляют круг интересов живописца.

Тематические картины полны поэзии и особого, доброго отношения к людям села. В них глубинная связь времени и поколений, размышления о месте человека на земле. В картине «Приезд невесты» (2015 г.) слева – нарядная, украшенная карета с белой лошадью. Сноха (енгей) и невеста стоят на расстеленной белой шкуре. По обычаю, это пожелание светлой, счастливой жизни, плодородия, богатства, обилия. Справа – подаренная молодоженам юрта, украшенная красными лентами и золотистой тесьмой. Наверху – родовой знак жениха. Посередине сидят акины (аксакалы), за ними – молодежь.

Национальная одежда невесты, снохи – богатое историческое этнокультурное наследие ногайцев. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она дает представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях и культурных связях, о географии расселения народа. Одежды украшены дорогими вышивками, на шее — золотые украшения, головной убор в виде конусообразного колпака. День свадьбы – праздник для всего села, вдали проходят скачки, на поляне – верблюды.

Мина любит изображать веселое многолюдье, подробный и эмоциональный, со множеством линий взаимоотношений персонажей рассказ о событиях, происходящих на фоне широко показанного пейзажа с бескрайними ковыльными степями и песчаными барханами.

Строгое соблюдение пространственных планов, глубокая продуманность всей композиции способствуют показу самобытного взгляда художницы на природу и мир человека. Она изображает своих героинь — дочерей земли — в органичном и поэтическом соединении с пейзажем.

Образное художественное восприятие конкретной тематической композиции формирует в творчестве Мукминат Отевалиевой определенный ритмический строй, понимание пространства и эмоционального состояния персонажей.

Художница обратилась и к исторической теме в картине «Встреча венецианского дипломата Иосафата Барбаро с ногайским князем в степи» (2016 г.), имеющей глубокие корни в жизни ногайского народа. Торжественная встреча состоялась в окрестностях Ногая в 1436 году. Иосафат Барбаро владел татарским языком, что, несомненно, сближало его с татарской средой как в Ногае, так и в степи. Он хорошо знал образ жизни, нравы и обычаи ногайских кочевников.

Цельность картины формируется в сознании зрителя точностью найденных характеров, всем композиционно-колористическим строем произведения. Подобного рода документальность связана с передачей мироощущения атмосферы эпохи и имеет уже историко-культурное значение.

Вековые традиции – орнаментальность, красочность – находят продолжение в творчестве художницы.

Ликующие краски пышного убранства и обновления весенней земли мы видим в картине «Весна» (2012 г.).

В ней воссоздан собирательный образ современной молодой, любящей друг друга пары с кругом нескончаемых забот. В картине царит весна – это чудесная пора, когда природа оживает и пробуждается. Все вокруг обновляется, становится теплее, краски — ярче.

Главные герои написаны в красных, желтых и белых тонах. Эти же цвета повторяются в изображении лошадей.

В безграничной Ногайской степи пасутся верблюды, появились весенние первоцветы. И кто знает, может быть, именно весной жизнь этой пары изменится и обновится как-то по-особенному.

Художница любуется окружающей ее природой, солнцем, воздухом, любит жизнь, утверждает ее, воспевая человека труда.

В картине «Молодая невеста» (2012 г.) передана прелесть домашней жизни. Мукминат рассказывает о добрых нравах простой семьи, о достоинстве их образа жизни. Свекровь – хозяйка в юрте – качает люльку с ребенком. Она глава семьи. Соседка, которая пришла помочь, прядет нити из расчесанной шерсти. Картина – гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. Художница посредством живописи раскрывает сущность и красоту жизни во всех ее проявлениях.

Невеста с кумганом в руке собирается идти за водой. Две палочки, отмеченные на кумгане, люльке, охотничьей сумке мужа, означают родовой знак Костомгалы.

Автор полотна передает не только индивидуальность и неповторимый характер персонажей, но и тонкие отношения, душевную теплоту, дружелюбие в доме — все те уникальные черты семьи, что ценятся превыше всего, дарят чувство защищенности и привлекают своей искренностью.

Духовный мир старого акына, полный драматизма и самоотречения, раскрыт в картине «Песня слепого певца» (2012 г.). Главный персонаж — акын, поющий эпические песни, воспевающие дружбу и любовь, и его семья. Он сам пишет стихи, сочиняет музыку, играет на домбре. Его творчество – яркая и самобытная часть культуры ногайского народа.

Мастер передает образ певца как зеркало народной памяти, отражающее думы и чаяния людей, через слепого певца раскрывает образ родного края, рассказывает о духовном мире современников. Акын живет и дышит тем же воздухом, что и его народ. В облике певца, в мимике лица, напряженном изломе тела ощутим предельный накал духовных сил. Художник образно раскрывает личность певца: духовное напряжение героя как бы преодолевает внутреннюю конфликтность, драматизм. Изображая простых сельских людей монументально и величаво, приподнимая их над обыденностью, автор утверждает значительность их жизни, вековую мудрость народных традиций, в основе которых преданность родной земле.

Мина связана с ногайской землей крепкими узами, сроднилась с нею. И эти связи не позволяют ей поверхностно касаться той или иной темы, тех или иных событий. Она уверена, что правда единичного факта – только материал для поэзии. В тематических картинах, пейзажах, натюрмортах ногайского цикла она предстает перед зрителем поэтом и философом.

Картина «Молодая мать у колодца» отличается особой яркостью, светлые тона желтого песчаного цвета — просторы ногайских степей. Это возвышенный образ матери, ее радости и любви к родной земле. Одинокий ногайский домик на песчаной поляне, во дворе висит постиранная одежда мужа, рядом печь с кизяками, вокруг домашняя птица. У колодца мать с ребенком. Материнские глаза лучатся теплом. Великая нежность, всепоглощающая любовь ее к своему малышу дали художнице возможность создать образ ногайской мадонны. Весь облик женщины исполнен счастья и веры в будущее. Тема материнства — вечная. И не случайно Мукминат уделяет ей много внимания и в своих стихах.

Мине Отевалиевой характерна широта взгляда на мир. В работах последних лет она добивается большой гармонии, интересных решений, усложняется мир ее ассоциативно-поэтических образов.

Родная земля, радости и огорчения, заботы тружеников сегодняшнего села являются главной темой художницы, работающей во всех видах и жанрах изобразительного искусства.

Каждая работа для Мукминат Нурадиловны — всегда волнующее и серьезное событие. В ее картинах новизна тематики и неожиданность размышления, вызванного обращением к некой незатронутой грани нашего отношения к прошлому и настоящему.

Тэги:
художник,

Похожие

Вдохновение Дагестаном

57
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Искусство реальности

223
В биографии молодой художницы, а Нине Каймаразовой (на снимке) чуть больше двадцати,...

Метафизика чувств

75
Сефижат Керимова (на снимке) признаётся, что относит себя в большей степени к реалистам в...

Магомед Юнусилау: новый взгляд на художника

222
«Какая удивительная, красивая фамилия –...

Певец родного края

77
Становление профессионального искусства Дагестана во всех его видах и формах связано с...

Малая родина глазами молодых художниц

66
Море, горы, люди с колоритной внешностью... Дагестан...

Не наивное искусство

58
Инициатива объединить под свое крыло людей разных профессий, не мыслящих себя без...

В манере новой реальности

85
Перемешиваясь, яркие краски образуют дивной красоты цветочную коллекцию, манят грезами...

Новая грань творчества

48
Герои его рисунков отправлялись в космические экспедиции, спускались на дно океана,...

Этническое искусство Гулеймат

73
Творчество для нее нечто большее, чем традиционное...

Он дарил жизнь картинам

71
Дагестанский музей изобразительных искусств им П. С. Гамзатовой отметил летом этого года...

Земля и камни

31
Он уже классик. Но, предпочитая оставаться в тени, уверен в том, что в творчестве на первом...

Статьи из «Культура»

Новая старая «Ханума»

108
Спектакль – праздник! Спектакль – тост! Спектакль, во время которого вы вдруг окажетесь на...

20 лет с именем Гамзатова

51
Мы идем в библиотеку, чтобы почитать в тишине, найти нужную научную или специальную...

Танец – это маленькая жизнь

166
Люди, посвятившие себя хореографии, буквально живут танцем, раскрываясь в нём и передавая...

Народный этикет подскажет

15
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

15
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

17
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

12
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

16
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

72
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

36
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

121
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

1 день назад