Купить PDF-версию
X
09:36 06.02.2024

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили на заседании Совета при Главе РД по науке и образованию с участием руководителя республики Сергея Меликова и депутата Госдумы Султана Хамзаева.

Подробно об итогах Года педагога и наставника в Дагестане и об основных направлениях развития системы образования республики в Год семьи рассказал профильный министр Яхья Бучаев. Вместе с тем руководитель ведомства озвучил ряд проблем, в том числе упомянул и вопросы повышения качества образования.

Школы Дагестана подготовили немало блестящих выпускников – 29 школьников сдали ЕГЭ на 100 баллов и смогли поступить в лучшие вузы страны. Но не всё так радужно. Буквально накануне заседания Совета «Дагестанская правда» опубликовала актуальный материал Ширвани Айгунова под названием «Генералы стали ГенИралами», который как нельзя кстати оказался своевременным и отражающим суть проблемы, ставшей предметом обсуждения авторитетных специалистов.

Еще раньше, в октябре 2021 года, вышел материал автора этих строк под заголовком «Молодёжь и литература», в котором был поднят больной вопрос об уровне образования нынешних школьников и студентов-гуманитариев. Суть обеих статей отражает мнение, что изменение фундаментальных азов школьной программы повлекло за собой крах огромной системы по формированию здоровой личности.

Наше скромное мнение о том, что в системе образования срочно нужны по меньшей мере преобразования, а по большей – революция, родилось не на пустом месте. В системе выявились существенные просчеты, которые породили малообразованных новых россиян, стобалльников пресловутого ЕГЭ с его подрывным замыслом, допускающих ошибки в каждом слове проверочного диктанта на знание русского языка и литературы.

Столь нелицеприятное мнение о сущности и полезности ЕГЭ давно имело место в кругах активных и неравнодушных педагогов. Вот и заместитель директора по учебно-воспитательной работе Республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Борис Ханукаев говорил в этой связи, что он не сторонник ЕГЭ. По его мнению, с введением этого европейского стандарта наша система образования многое потеряла, а нынешняя дает лишь поверхностные знания, и дети не могут грамотно выразить свою мысль в письме. Классическое же образование давало глубину знаний, их осознанность, тот фундамент, на основе которого человек дальше развивался в любом направлении.

Доцент журфака МГУ Анастасия Николаева, говоря о качестве знаний абитуриентов, отметила, что ошибки они делают практически в каждом слове, в результате чего искажается его смысл до неузнаваемости. «Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, a их условное воспроизведение. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню… Суровый, бесчеловечный эксперимент провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков…», – считает Николаева, называя происходящее национальной катастрофой.

Напомним, ЕГЭ стало детищем принятого в Европе в 1998 году Болонского процесса, куда вошли почти все страны континента. Суть системы состоит в том, чтобы создать единые образовательные стандарты, которые должны помочь студентам, выпускникам и сотрудникам «передвигаться» между странами и университетами. В дальнейшем молодой человек сможет трудоустроиться в европейские компании и быть конкурентоспособным специалистом.

Однако глава государства Владимир Путин считает, что отмена ЕГЭ не поспособствует улучшению образования. Да, минусы есть, но для детей с периферии с введением в нашей стране госэкзамена открылась возможность учиться в ведущих вузах России. Действительно, нынешняя система дала возможность нашим детям поступить в столичные вузы. А вот успешно их окончить, вероятнее всего, им позволила как раз полученная подготовка в школах, в которых еще не изжита была система обучения, принятая в СССР.

Кстати, по авторитетным мнениям многих зарубежных специалистов, она была одной из лучших в мире. В противном случае, никакие разговоры об ущербности современной системы образования вообще бы не возникли. Да и в создании Совета при Президенте РФ по русскому языку и Совета при Главе РД по науке и образованию не было бы необходимости.

А в это время Рособрнадзор заявил, что введение дисциплины «литература» в список обязательных предметов для сдачи ЕГЭ не планируется, и подчеркнул, что необходимости в обязательном экзамене по литературе нет. В ведомстве считают, что средством проверки речевого уровня развития выпускников служит итоговое сочинение, которое является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. «Проведение обязательных ЕГЭ по литературе и другим предметам, кроме русского языка и математики, в ближайшей перспективе не рассматривается», – сообщили в пресс-службе ведомства.

Однако не стоит грустить. Одним из способов вывести качество образования на более высокий уровень являются, на наш взгляд, мероприятия, направленные на сохранение историко-культурного наследия Дагестана. В школах республики внедрены обязательные уроки по родным языкам и родным литературам, образовательными организациями проведены масштабные мероприятия к 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова с охватом более 1 млн человек. Закуплены почти 177 тысяч учебных пособий по истории Дагестана, около 200 тысяч – по родному языку и литературе, 85 тысяч – по географии Дагестана. Об этом на вышеназванном заседании говорил министр образования и науки Яхья Бучаев.

Иллюстрацией к выступлениям на этом форуме стали творческие поделки первоклассников разных школ республики, рожденные в их неокрепшем сознании в результате работы с пособием «Мой Дагестан. Край, в котором я живу». Презентация включила также выступления детей со стихами поэтов, показ национальных костюмов, обмен опытом и впечатлениями специалистов от участия в программе.

Глава Дагестана Сергей Меликов обратил внимание руководителей городов и районов на необходимость обеспечения многообразия программ детского дополнительного образования. С целью повышения качества преподавания ведется поэтапная реализация мероприятий, направленных на ликвидацию дефицита педагогических кадров, повышение уровня профессионального мастерства и компетенций педагогов.

По словам профильного министра, дефицит кадров составляет более 200 педагогов. Не это ли главная причина недостаточной грамотности учащейся молодежи? А почему в педагогические вузы не идут наиболее способные выпускники школ? Почему престиж профессии с каждым годом падает? Ответы на эти вопросы лежат на поверхности – заработная плата педагогов. Даже самому последнему клерку на госслужбе платят больше, чем самому опытному школьному учителю. Хотя в Дагестане работает программа «Земский учитель», но и она не решает всей проблемы нехватки специалистов.

Глава Дагестана очень кстати напомнил на Совете слова, что «войны­ выигрывают не полководцы, а школьные учителя», подчеркнув значимость роли педагогов. И эту значимость нужно поднимать.

Тэги:
ЕГЭ,

Статьи по тегам

ЕГЭ следующий?

34
Касается российских студентов и преподавателей: Глава государства Владимир Путин предложил...

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

35
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

23
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

8
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

25
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

24
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

32
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Классные разговоры

5
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

6
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

16
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

11
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...

Командная работа даёт результат

35
Никита Чуракаев и Темир Аварханов – участники ряда...